Без них город утонет в отходах
В последнее время на редакцию
обрушился шквал гневных звонков: жители города недовольны качеством
вывоза мусора с контейнерных площадок. По их словам, услуга оказывается
нерегулярно, а порой мусор не вывозится по нескольку дней. Чтобы
прояснить ситуацию, мы обратились к заместителю главы администрации
города — начальнику Управления по благоустройству Николаю
МИХАЙЛИНУ:
— Николай Алексеевич, с чем связаны участившиеся перебои с вывозом мусора?
— Система сбора и вывоза отходов в целом сложна и достаточно
инертна. И если в одном из звеньев этой цепи возникают проблемы, то
весь процесс буксует. В последнее время особенно острым стал вопрос
взаимодействия королёвского МУП «Автобытдор» с полигонами,
утилизирующими бытовые отходы. Совершенно неожиданно мы были извещены о
том, что эти предприятия, расположенные в Пушкинском и Щёлковском
районах, отказывают нам в приёме мусора. Соответственно в течение одних
суток мы вынуждены были «перенастраиваться» — искать полигоны и
организации, чтобы вывозить мусор в другие места.
Ранее так называемое плечо пробега автомобилей, вывозящих
бытовые отходы, составляло порядка 35 километров. Под это расстояние, а
также имеющийся объём мусора, было рассчитано количество техники.
Теперь, когда расстояние увеличилось до 73 километров, вместо того
чтобы обернуться 4 раза, машина, вывозящая мусор, возвращается и
забирает его лишь два раза. Выход один — увеличивать количество
автомобилей. Однако сделать это не так-то просто, ведь для того, чтобы
приобрести или взять в аренду мусоровывозящую технику, необходим
немалый объём средств, который трудно найти, ведь бюджет уже свёрстан.
А прибыль «Автобытдора», и так небольшая, из-за увеличения расстояния,
цены захоронения отходов, постоянно образующихся сверхнормативных
объёмов твёрдых бытовых отходов и крупногабаритного мусора (ТБО и КГМ)
совсем исчезла и превратилась в убыток. Тем не менее руководство
предприятия не опускает руки — там организован двухсменный режим
работы, ежедневно по графику вывозятся твёрдые бытовые отходы (те, что
в контейнерах). Ведётся активный переговорный процесс с полигонами,
пусть и отдалёнными, но способными принять необходимые объёмы.
Прорабатываются новые схемы вывоза мусора. К сожалению, пока не решён
вопрос вывоза с территории города КГМ (того, что складируется рядом с
контейнерами). Я надеюсь, что к концу года мы адаптируемся к новому
порядку работы.
— С чем связана подобная «запретительная» позиция руководства полигонов?
— Полигоны, расположенные неподалёку от нашего города, —
частные. Вполне естественно, что они преследуют цель получения прибыли.
Надзорные инстанции — Ростехнадзор,
Министерство экономики Московской
области, региональное Министерство экологии и природопользования —
устанавливают тарифы, следят за их исполнением, утверждают технические
проекты полигонов, контролируют экологическую безопасность. В работу
всех этих инстанций вмешиваются и бизнес, и местная власть, которая
тоже желает получить прибыль и дополнительные поступления в свой
бюджет. Яркий тому пример — инициатива депутатов одного из районов. Они
в разы увеличили стоимость аренды земли под полигонами. Руководители
этих предприятий были вынуждены повысить стоимость размещения отходов
для организаций из других районов. Мы обратились в Госадмтехнадзор,
Министерство экологии и природопользования с просьбой о содействии в
этом вопросе, и оказалось, что и региональные власти могут далеко не
всё. В первую очередь, бал правят руководители на местах.
Такая схема может довести наш город до того, что мы будем
вынуждены заключать договоры с полигонами, расположенными, например, в
Ивановской, Владимирской, Вологодской областях. Существуют, конечно, и
другие способы утилизации мусора, например его сжигание. Однако
применение таких методов обходится гораздо дороже. Пока экономика не
позволяет нам использовать передовые способы утилизации мусора.
— А ликвидация бункерных площадок в микрорайонах города тоже связана с финансовыми проблемами?
— Да. До 2001 года существовал местный налог на уборку
территории. Эти средства перечислялись на счёт администраций посёлков,
и они заключали договоры на вывоз отходов с предприятием «Автобытдор».
В этой схеме тоже имелись недостатки, но они были легко устранимы.
Когда семь лет назад вместо этого сбора был введён налог на вменённый
доход, законодатель предполагал, что этими средствами, в том числе,
будут покрываться расходы на уборку территории. Но финансовые органы
Московской области распорядились так, что получаемые за счёт этого
налога поступления использовать целевым образом стало невозможно.
Возникла необходимость компенсировать стоимость вывоза мусора. Жителям
микрорайонов, пользующимся бункерными площадками, было предложено
заключить договор с организацией, вывозящей отходы. Цена вопроса
составляла примерно 45 рублей в месяц на семью. Большинство жителей не
стали заключать договоры: отговорки были самыми разными, начиная от
жалоб на дороговизну услуги, заканчивая фантастическими рассказами о
том, что весь мусор размещается на приусадебных участках. Зная, что в
домовладениях в среднем проживает 3 человека, легко посчитать, какое
количество сверхнормативного мусора образуется. А самое неприятное в
этой ситуации ещё и то, что бункерная площадка открыта для всех, и
мусор может выбрасывать кто угодно и в каких угодно масштабах. Нам, к
сожалению, деваться некуда — все отходы необходимо вывозить. Таким
образом, экономические причины натолкнули нас на такой радикальный шаг,
как ликвидация бункерных площадок и создание системы организованного
приёма отходов от населения. Я очень рад, что наша инициатива нашла
поддержку у большинства жителей микрорайонов.
Источник: Калининградская Правда