Служба государственной регистрации работает в нашем городе с 1997
года. Ранее она называлась филиалом Московской областной
регистрационной палаты; с января 2005 года получила название
«
Управление Федеральной регистрационной службы Московской области отдел
по г. Королёву». Защита имущественных прав и интересов граждан — вот
главная задача деятельности этой структуры. Люди идут сюда, чтобы
получить правовые документы на принадлежащую им собственность
(квартиру, дом, земельный участок и т.д.). Об особенностях работы
специалистов регистрационной службы, проблемах, перспективах развития
мы поговорили с начальником Королёвского отдела Людмилой СТЕПАНОВОЙ.
— Людмила Михайловна, Федеральный закон «О государственной
регистрации прав…» вступил в силу в 1998 году. Ваша служба начала
работу ещё в 1997-м…
— Действительно, мы были одним из первых филиалов
Регистрационной палаты в Московской области. Ситуация в стране в то
время была такой, что возникла острая необходимость в государственной
регистрации объектов имущества: слишком много было фактов мошенничества
с недвижимостью, вплоть до криминальных разборок. Дошло до того, что
из- за пресловутого квартирного вопроса стали пропадать целые семьи.
Защитить интересы людей — собственников недвижимости от незаконных
посягательств других лиц — вот какую задачу ставила и ставит перед
собой наша служба. Мы регистрируем право собственности граждан на
недвижимое имущество, выступая от лица государства.
— Очевидно, это налагает большую ответственность на ваших сотрудников…
— Безусловно, ответственность очень высокая. Стать
государственным регистратором может только тот служащий, который, имея
профильное высшее юридическое образование, прошёл обучение в институте
государственных регистраторов, успешно сдал экзамены.
Специалист-регистратор должен в совершенстве владеть знаниями по
гражданскому, жилищному праву; знать Земельный, Градостроительный,
Арбитражно-процессуальный, Водный, Семейный и другие кодексы. Кроме
того, нужно хорошо знать федеральные законы и быть в курсе
многочисленных поправок к ним. Проводя экспертизу сданных на
регистрацию документов, специалист, при необходимости, делает запросы в
различные службы — жилищные, органы опеки, прокуратуру и т.д. Словом,
государственная регистрация любого объекта недвижимости — сложный,
скрупулёзный процесс.
— Много ли в вашей практике случаев отказа в регистрации?
— Такие случаи есть, но их немного. Например, в этом году из 14
тысяч заявителей на регистрацию отказ получен по 103 делам. На то были
веские причины. Если у регистратора возникают сомнения по поводу
законности сделки, он вправе приостановить экспертизу. В некоторых
случаях наши опасения подтверждаются. Например, в 2008 году по фактам,
открывшимся в ходе экспертизы, возбуждено 5 уголовных дел. Вот недавний
случай. Были поданы документы на регистрацию купли-продажи квартиры. В
ней проживал королёвец, но приватизировал по доверенности житель
Башкирии. Квартира продавалась также по доверенности, уже другим
гражданином. Нам показалось это странным. Стали посылать запросы, и
выяснилось, что собственник жилья погиб при странных обстоятельствах в
другой области. Заявители же утверждали, что он находится в длительной
командировке, поэтому выдал доверенность на продажу. Или другой пример.
Опять продажа квартиры по доверенности, присланной… из Нью-Йорка. Лица,
представившие этот документ, показались нам подозрительными. В ходе
экспертизы документов выяснилось, что доверенность — поддельная, хотя и
очень искусно выполненная. Хозяйка квартиры, жительница Севера, и не
знала о том, что её подмосковную квартиру собираются продать. Зачастую
документы на первый взгляд в полном порядке, и помогает лишь интуиция
специалиста…
— Если не брать в расчёт такие вот крайние случаи, отказ в регистрации — процесс наверняка болезненный для человека…
— Безусловно. Но, повторюсь, отказ может быть обусловлен лишь
очень серьёзными причинами. Поэтому-то законом и даётся срок экспертизы
до месяца: чтобы специалист мог проверить все документы, изучить
запросы и принять решение. Обжаловать решение регистратора можно только
в суде.
— Многие жители помнят то время, когда очереди в регистрационную палату занимали ночью. Как удалось решить эту проблему?
— С августа прошлого года введена система электронного приёма,
что позволило практически ликвидировать очереди. Человек приходит к нам
и получает талон, где указан номер его очереди, время приёма. Таким
образом, не нужно тратить время на ожидание в помещении службы: можно
подойти к назначенному часу. Кроме того, с конца 2006 года у нас
существует предварительная запись на приём, в том числе и по телефону;
заявитель может сам выбрать число и время. В часы приёма в зале дежурят
администратор и регистратор, помогая людям решать возникающие вопросы.
— Сколько специалистов работает в вашей структуре?
— На сегодняшний день наш штат насчитывает 33 сотрудника.
Государственных регистраторов — семь человек. Помимо регистраторов,
есть сотрудники, которые принимают документы, ведут электронную базу
данных, работают в архиве. Практически все имеют высшее юридическое
образование, многие учатся, получают второе, третье образование. У нас
очень дружный коллектив.
— Людмила Михайловна, каковы перспективы развития вашей службы?
— Указом Президента РФ от 26 декабря 2008 года создана единая
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
путём объединения Федеральной регистрационной службы, Федерального
агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра
объектов недвижимости, которые с 1 марта упраздняются. Указ вступает в
силу со дня его официального опубликования.
— Как реорганизация этих структур коснётся простых граждан?
— За два года в России планируется создание единой базы по
земле и объектам недвижимости — это масштабная работа, в которой будет
принимать участие и наш отдел. В ближайшие годы при регистрации любых
объектов недвижимости будет действовать принцип единого окна. Если
сегодня, чтобы сдать документы к нам на регистрацию, человек должен сам
обивать пороги различных инстанций, собирая справки, оплачивая услуги
третьих лиц, то вскоре, по замыслу законодателей, он будет оформлять
документы в одном месте, заплатив за регистрацию фиксированную сумму по
установленным тарифам. Для граждан, безусловно, это будет большим
плюсом, позволит сэкономить время и деньги.
Беседовала Елена ФИЛИППОВА
P.S.
Записаться на приём в регистрационную службу, получить
консультацию в рамках установленного регламента (информация о часах
приёма, комплектности документов) можно по телефонам 516-85-60,
516-81-87.
Любой гражданин может получить в регистрационной службе
информацию открытого характера — о том, кому принадлежит тот или иной
объект недвижимости и нет ли по нему обременения (ареста, залога).
Например, если у потенциального покупателя возникают сомнения при
приобретении недвижимого имущества (квартиры, дома и т.д.), нужно
обратиться в службу, где в течение 5 рабочих дней вам предоставят такую
информацию по вашему письменному заявлению (нужно предъявить паспорт и
квитанцию об оплате услуги — 100 рублей). Владелец объекта недвижимости
также имеет право знать, кто обращался с запросом по поводу его
квартиры (дома и т.д.).
За период своей работы в г. Королёве (1997 — 2008 гг.)
специалистами регистрационной службы было принято 96 тысяч заявителей
(физических и юридических лиц), совершено 164 тысячи регистрационных
действий.
В 2008 году принято 14 тысяч заявителей, совершена 21 тысяча
регистрационных действий, в том числе по ипотеке — 750, дачной амнистии
— 622; выдано свыше 5000 выписок.
Телефон доверия центрального аппарата Росрегистрации
(495) 917-38-25, в рабочие дни с 9 до 18 часов, пятницу и
предпраздничные – с 9 до 16.45.