Из школьного курса истории мы знаем, что в допетровские времена Новый
год отмечали 1 сентября. Но прошли столетия, и все мы привыкли, что
новый год начинается 1 января. Тем не менее первый день сентября тоже
знаменует начало нового года — учебного. Школа — это, наверное, один из
важнейших социальных институтов. Можно сказать: какое общество — такая
и школа, и наоборот. В преддверии нового учебного года журналист
Георгий Янс встретился с председателем городского Комитета образования
Натальей Гринько, директором гимназии №19 Людмилой Шадриной и
председателем управляющего совета школы №9 Тимофеем Пачиным.
Г.Я. Наталья Петровна, сейчас идёт приёмка школ. Как на
сегодняшний день вы оцениваете готовность образовательных учреждений к
первому сентября?
Н.Г. Учебный год для нас начинается с объезда
образовательных учреждений, проверки их готовности к новому учебному
году. Я всегда говорю о том, что не хотелось бы выглядеть такой
восторженной, однако моё чувство уважения к учителям, родителям, детям,
приложившим максимум усилий к подготовке к первому сентября,
безгранично. Для того чтобы быть объективной, хочу сказать, что
признание и удовлетворённость испытываю не только я. Представители
различных городских служб, вошедшие в комиссию по приёмке
образовательных учреждений, что называется, своими глазами увидели
уровень безопасности, организации питания, материально-технической
оснащённости школ. И конечно, все сошлись во мнении, что родители
вместе с детьми и руководителями образовательных учреждений сделали
многое. Одним словом, можно с уверенностью сказать: к новому учебному
году мы готовы.
Г.Я. Сколько ребят будет учиться в этом году?
Н.Г. Более пятнадцати тысяч. В августе мы провели
последнее комплектование, а в сентябре предстоит итоговая тарификация.
Эти мероприятия и дадут нам окончательную информацию о количестве
учащихся и преподавателей, их нагрузке и так далее.
Г.Я. А есть ли в городе неукомплектованные школы, в которых не хватает учителей?
Н.Г. В процессе объезда мы интересовались этим вопросом. В королёв-ских школах на сегодняшний день нет ни одной вакансии.
Г.Я. Людмила Ивановна, у вас тоже таких проблем нет, как я понимаю?
Л.Ш. Да, вот уже на протяжении десяти лет наш коллектив
стабилен. Мы работаем с кадрами, что называется, заранее, привлекаем
молодёжь ещё со студенческой скамьи. У нас нет проблем, у нас нет
вакансий.
Г.Я. Я хотел бы обратиться к вопросу, который в своём
письме задал нам один из жителей. «Что касается ситуации со школами,
многие из них в нашем районе работают в две смены. При этом недавно в
информационной программе городского телевидения было сказано, что в
первый класс в Королёве отправятся более 1700 ребят. Учитывая
увеличивающуюся рождаемость и продолжающуюся застройку нашего района,
по всей видимости, когда моему ребёнку придётся идти в первый класс,
школы будут работать в три смены и за партами будут сидеть по трое
детей». Как вы прокомментируете это письмо, Наталья Петровна?
Н.Г. Сегодня у нас нет проблем с местами в
общеобразовательных школах. В городе работают 25 школ, в последние годы
проводилось достаточно активное строительство образовательных
учреждений на проспектах Королёва и Космонавтов, улице Исаева. Если уж
зашёл разговор об этих районах, то хочу сказать, что восемнадцатая
школа — одна из самых больших — не имеет второй смены. При проектной
«мощности» более чем 1600 учащихся она едва набирает тысячу человек.
Двадцатая школа также работает в одну смену. В девятой школе есть
вторая смена для начальной школы. Но хочу сказать, что сегодня учителя
и администрация школы предлагают родителям такой вариант, что многие
даже с удовольствием соглашаются. Это не так, как когда-то учились мы —
занятия начинались в два часа дня или даже позже. Сегодня вторая смена
стартует в одиннадцать-двенадцать часов — время, когда ребёнок может,
спокойно выспавшись, прийти в школу. Хочу особо подчеркнуть, что его
пребывание в школе не ограничивается одними лишь уроками. Школа
предлагает группу продлённого дня для контроля над выполнением домашних
заданий и так далее. Конечно, нам очень хотелось бы, чтобы во всех
городских школах занятия шли в одну смену. Мы постепенно идём к этому,
тем более что это не только наше желание, но и государственная
программа, которую нам предстоит выполнять. Что касается всплеска
рождаемости и различных миграционных процессов, то они не критичны, и в
течение ближайших десяти лет мы будем готовы принять всех детей на
комфортных условиях.
Г.Я. Дошкольные образовательные учреждения и количество мест в
них — это традиционно «горячая» тема. Правда ли, что ребёнка надо
записывать в детский сад чуть ли не до его рождения?
Н.Г. Конечно, очень хорошо, что у нас в городе
наблюдается такой своеобразный демографический взрыв. Вместе с тем
существуют проблемы. Очередь в детские сады сегодня составляет более
2700 человек. Мы провели анализ, по результатам которого стало ясно,
что с первого сентября, после выдачи путёвок, нуждающихся останется
порядка восьмисот человек. Городская администрация действительно делает
немало серьёзных шагов и усилий для того, чтобы как можно скорее решить
эту проблему. Я напомню, что в 2007 году нам удалось создать более 400
дополнительных мест за счёт строительства и реконструкции детских
садов. В 2008 году мы отремонтировали группу садика №21, «Эврика» — это
более 200 мест. Сегодня многие садики предлагают услугу
кратковременного пребывания детишек. К сожалению, у нас остался
«недострой» в Текстильщике, но есть перспективы строительства новых
дошкольных учреждений в 14-м и 17-м микрорайонах. Есть на что
надеяться. Я понимаю, что хотелось бы всё получить прямо сегодня,
потому что дети нуждаются во внимании педагогов, большинство родителей
хотят возобновить работу. Но в целом тенденция положительная, а это
самое главное.
Г.Я. Школа по своему определению — один из самых
консервативных институтов общества. Однако в послед-нее время её
буквально захлестнул вал реформ, самая громкая из которых — Единый
государственный экзамен, который стал сегодня законом. Какие результаты
показали королёвские школьники?
Н.Г. Исходя из тех данных, которые мы имеем, наукоград
Королёв занял достойное место в тройке муниципальных образований
региона, чьи школьники показали наилучшие результаты ЕГЭ. У нас есть
немалый опыт в этом деле — в качестве эксперимента мы проводили ЕГЭ
несколько лет. Можно согласиться с тем, что результаты ЕГЭ — это
независимая оценка знания ученика. Королёвские учителя в очередной раз
подтвердили свой высокий профессиональный статус — результаты экзамена,
равно как и количество поступивших в вузы ребят, красноречиво об этом
свидетельствуют — 96 процентов выпускников стали студентами. 40
королёвцев поступили в Московский государственный университет им. М.В.
Ломоносова, 68 — в Московский государственный технический университет
им. Н.Э. Баумана, 24 человека стали студентами МАИ. Более 90 ребят
предпочли продолжать обучение в Королёвском институте управления,
экономики и социологии. Вообще, я хочу сказать, что такое направление,
как социальные вузы, в последнее время стало очень популярно. В общем,
как вы сами видите, ситуация достаточно приятная. Есть у нас и школы,
сто процентов выпускников которых поступили в вузы. Это лицей
научно-инженерного профиля, гимназии №9 и 11, школы №13 и 19,
Болшевская школа №6. Замечательно сработали коллективы образовательных
учреждений повышенного статуса — лицеев и гимназий; прекрасно
подготовили ребят учителя общеобразовательных школ. Я могу сказать, что
королёвские школы сегодня могут решать самые серьёзные вопросы
образования детей.
Л.Ш. На примере своей гимназии хочу сказать, что наши
дети сдавали в этом году семь экзаменов и показали очень хорошие
результаты. Средний балл по русскому языку и по математике — 72. У нас
есть ученица, которая набрала 100 баллов по русскому языку, это
Анастасия Цыганова, её учитель — Татьяна Николаевна Иванцова. К нашей
радости, третий год подряд у нас есть такие выпускники. Когда мы
беседуем с нашими учениками, разговариваем с ними на тему Единого
государственного экзамена, большинство из них отмечает, что у
выпускников сокращается количество стрессовых ситуаций. Если в
последний год обучения наш ученик прилежно занимался и готовился к
экзаменам, то он уверен, что он сдаст ЕГЭ на высокий балл. В нашей
гимназии все сто процентов ребят поступили в вузы. Направления у нас
самые разные.
Г.Я. А насколько результаты ЕГЭ соответствуют качеству
знаний? Действительно ли за порог школы вышли образованные люди, а не
выпускники с определённым количеством баллов?
Л.Ш. Вы знаете, бытует мнение, что новая форма экзамена
ограничивается тестированием. Но я хочу напомнить: для того чтобы
выполнить ряд тестовых заданий, необходимо иметь серьёзные знания по
предмету. Хочу сказать о том, что вся форма ЕГЭ складывается из трёх
блоков: «А» — общеобразовательного уровня, «В» — задания которого уже
сложнее и «С» — где выпускнику необходимо проявить свои творческие
способности.
Г.Я. Я так понимаю, что вы тот директор школы, который считает ЕГЭ допустимой формой итоговой аттестации…
Л.Ш. Приемлемой. Эта форма экзамена объективна, независима, повышает ответственность и ученика, и учителя, и родителя.
Т.П. Я много читал и слышал о том, что сегодня
одиннадцатый класс, к сожалению, превращается в натаскивание детей на
решение тестовых заданий. Буквально с первого сентября и до конца
учебного года.
Н.Г. На мой взгляд, то, чем будет заниматься школа
сейчас, это, скорее, организационная работа, разъяснение спорных
вопросов, моментов, связанных с оформлением работы, и так далее. По
моему убеждению, натаскать детей практически невозможно. Одно дело,
если в вопросах теста ответы типа «да» или «нет». Но Единый
государственный экзамен предусматривает серьёзную подготовку,
необходимость мыслить, логически рассуждать.
Л.Ш. Эти результаты действительно объективны, в них
заложен труд десятков преподавателей. Этот труд виден и в результатах
различных олимпиад. Хочу сказать, что ребята из нашего города очень
достойно себя на них проявили. Как вы понимаете, к олимпиаде не
натаскаешь.
Г.Я. До недавнего времени мы говорили о том, что школы
достойно финансировались. В последнее время появилась информация о том,
что это финансирование снижается, и это может негативно отразиться на
материально-технической базе, зарплатах учителей…
Н.Г. Сегодня средняя зарплата учителя составляет от 23
до 25 тысяч рублей. До кризиса эта цифра всё же стремилась к двадцати
пяти тысячам. Конечно, есть незначительное понижение. Сейчас есть
моменты переходного этапа, связанные с новой, подушевой системой
финансирования. Мы обеими руками за максимальную поддержку учителя,
главного действующего лица в школе. Зарплата администратора в школе
составляет сегодня от 30 до 38 тысяч рублей.
Г.Я. Есть ли всё-таки какое-то снижение финансирования?
Н.Г. Зарплата учителя состоит из базовой части,
компенсационных выплат и стимулирующей части. В связи с тем что мы
переходим на нормативно-подушевое финансирование и бюджет школ
формировался ранее по другой схеме, мы вынуждены на конкретном этапе
снизить процент стимулирующей части зарплаты.
Г.Я. А как обстоит дело с финансированием материально-технической базы?
Н.Г. Мы имеем бюджет из двух источников: областные
субвенции и финансирование муниципалитета. Зар-плата и учебные расходы
финансируются областью, а город оплачивает все материальные, ремонтные
и прочие подобные расходы. Надо сказать, что в последнее время
королёвские школы получили много современного оборудования, мебели,
спецкабинетов и так далее. До этого года было всё достаточно удачно, мы
буквально чувствовали, что «процесс идёт». Хочу напомнить, что проект
модернизации образования ещё не завершён, ему на смену идёт новая
инициатива Президента по поддержке школ. Она уже получила материальную
поддержку. Работа по совершенствованию материально-технической базы
учебных заведений — это наш каждодневный труд и дело ближайшего
будущего, в которое мы смотрим с оптимизмом.
Г.Я. Людмила Ивановна, вы разделяете оптимизм своего начальника?
Л.Ш. Вполне. За последние три года поддержка и помощь
государства стали ощутимы. Мы участвовали в конкурсе в рамках
приоритетного национального проекта, участвуем в региональном
комплексном проекте модернизации образования. Сразу вспоминаются 90-е
годы, когда школам приходилось буквально выживать. Сейчас же поддержка
отовсюду.
Г.Я. Сегодня родители стали заметной частью школьной жизни. Какую роль играют и должны играть они в школе?
Т.П. Я убеждён, что родители должны помогать школе,
участвовать в её жизни. Нужно, чтобы дети приходили в школу как в
особый мир, который, быть может, даже лучше, чем дома…
Г.Я. Вы сейчас говорите о помощи родителей, которые
закладывают определённый материальный фундамент, который позволит
учителям не думать о материальных проблемах, занимаясь только
воспитанием наших детей…
Т.П. Совершенно верно. Во всех европейских странах учитель получает зарплату, которая позволяет ему жить достойно.
Н.Г. Я считаю, что материальные во-просы — функция
государства. Мне кажется, что у Тимофея Савельевича есть много
оппонентов, которые, безусловно, правы. Не должны родители брать на
себя спонсорские функции. Хотя законодательство позволяет родителям
добровольно помогать школам.
Г.Я. На каких условиях вы собираете деньги с родителей?
Т.П. Исключительно на основе добровольных пожертвований,
если родительская общественность принимает решение о материальной
поддержке учебного заведения.
Г.Я. Вы сказали много красивых слов о том, что учителя должны жить до-стойно. Вы помогаете учителю в своей школе?
Т.П. Да, часть пожертвований идёт в фонд материальной
помощи учителям. Я, как родитель, заинтересован в том, чтобы педагоги
стремились прийти на работу в нашу гимназию, в том числе за хорошую
зарплату. Я считаю, что мы не должны вмешиваться в школьные процессы.
Мы поддерживаем школу. Во главе школы — директор. Если мы доверяем
руководителю (а мы очень доверяем нашему директору) и видим, что дела
делаются, то я считаю, что мы не должны вмешиваться в эти вопросы.
Н.Г. Управляющий совет школы — это сегодня не только
материальные вопросы. Это орган, который призван управлять и помогать
директору. Бесспорно, это сложный процесс, в котором участвуют
родители, старшеклассники и так далее. В целом родитель-ская
общественность сегодня настроена очень активно. И мы активны вместе с
ними. Сегодня традициями стало совместное поощрение школьников,
награждение различными подарками, грамотами и так далее. Таким образом,
родители участвуют не только в экономике, но и в содержании, повышении
качества образования.
Г.Я. Должны ли родители каким-то образом влиять на учебный процесс?
Л.Ш. Давайте разберём конкретный пример. В каждой школе
есть учебный план, в котором расписана недельная загрузка. Родители
приходят и дают какие-то рекомендации по этому документу. Я, как
директор, выслушиваю предложения, но последнее слово всегда остаётся за
мной, поскольку я ведаю кадрами, базой, и, в конце концов, обязан
выполнить нормы государственного стандарта образования.
Т.П. Есть мнение, что родители ни в коем случае не
должны принимать участия в учебном процессе, потому что, мне кажется,
любым делом должен заниматься профессионал.
Г.Я. А что вас подвигло заниматься этой общественной работой?
Т.П. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
Когда у школы возникают вопросы к родителям, они чаще всего все
соглашаются, но фактически что-то делать не готовы: нет времени и так
далее. Я исхожу из принципа: «кто, если не я». Тем более я помогаю не
каким-то тётям и дядям, а делаю всё для своих детей.
Г.Я. Наталья Петровна, что вы пожелаете всем нам в новому учебном году?
Н.Г. В первую очередь, терпения. Это качество даёт всем
нам возможность услышать, понять и поддержать друг друга. Желаю всем
понимания друг друга, радости общения друг с другом, любви в семье. Что
и говорить, учебный год — сложный процесс, много всего произойдёт
впереди. И если мы вместе мобилизуемся для решения сложных проблем, всё
будет хорошо.