На первом в этом году заседании Коллегии
администрации города рассматривались итоги работы за прошлый год отдела защиты прав потребителей.
Начальник
отдела Ирина Шишова сообщила, что за 2009 год к ним поступило 3084 обращения от жителей города, почти половина из которых касалась вопросов торговли и общественного питания.
Тем не менее число жалоб на качество товаров и услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания уменьшилось по сравнению с 2008 годом на 25%. По мнению Ирины Николаевны, это связано с резко уменьшившимся потребительским спросом на товары промышленной группы, технически сложные товары, услуги общественного питания и бытового обслуживания в период финансового кризиса.
97,4% всех поступивших от потребителей вопросов удалось решить в досудебном порядке, восстановив права потребителей. Таким образом гражданам было возвращено 3,5 млн рублей, в том числе 117 тысяч рублей неустойки.
За счёт продавцов заменены различные виды товаров с производственными дефектами, среди которых и технически сложные, такие, как легковые автомобили, холодильники, стиральные машины, компьютеры, мотороллеры и т.п. За счёт исполнителей услуг исправлены некачественные бытовые услуги: устранены недостатки, допущенные при изготовлении и установке корпусной и мягкой мебели, металлических дверей, оконных блоков из ПВХ; исправлены дефекты ремонтно-строительных работ; проведены гарантийные ремонты автомобилей в сервисных центрах, а также устранены недостатки услуг бытового строительного подряда, обнаруженные при приёме квартир участниками долевого строительства.
Ирина Шишова также отметила, что в 2009 году на 29% увеличилось количество жалоб граждан на предоставление услуг связи ненадлежащего качества. Претензии, исковые заявления в адрес операторов связи и письма в Россвязьнадзор, составленные в отделе, помогли гражданам в защите и восстановлении их нарушенных прав.
Так, за счёт операторов была восстановлена телефонная связь после многочисленных аварий из-за повреждения телефонных кабелей, проведены перерасчёты за периоды её отсутствия, разблокировки телефонных номеров и подключения телефонов абонентам.
На 42% увеличилось количество жалоб на качество платных медицинских услуг, в основном коммерческих стоматологических клиник. Возросло число жалоб и на строительные услуги (на 16,4%). А количество претензий к предприятиям сферы
ЖКХ осталось практически на уровне 2008 года. Благодаря работе отдела были исправлены некачественные услуги по техническому обслуживанию и содержанию жилищного фонда. Проведены перерасчёты за периоды непредоставления коммунальных услуг (отопления, холодного и горячего водоснабжения), а также пользования лифтами и мусоропроводами, устранены дефекты ремонтов жилых помещений, проведены замены общедомовых инженерных коммуникаций и т.д. Причём Ирина Николаевна отметила, что большинство претензий адресовано ОАО «
Жилкомплекс», в адрес которого было составлено 16 исковых заявлений.
Всего для рассмотрения в суде специалистами отдела подготовлено 81 исковое заявление, по 70 из которых вынесены определения о заключении мировых соглашений и судебные решения в пользу потребителей о взыскании с ответчиков: материального ущерба — 2,4 млн рублей, морального вреда — 171 тыс. рублей, неустойки — 236 тыс. рублей и штрафа в бюджет — 65 тыс. рублей.
В заключение Ирина Шишова сказала, что правовая культура граждан повышается. Они стараются реализовать своё право, гарантированное статьёй 45 Конституции РФ.
На заседании Коллегии заслушали также вопрос о рассмотрении обращений граждан в администрацию города. Начальник отдела контроля и организации приёма граждан Борис Черных сообщил, что за 2009 год в администрацию поступило 6256 обращений, в том числе письменных — 3191, на личном приёме — 3065. Из них разъяснено — 5628, решено положительно — 375, отказано — 11 и ещё 242 находятся на стадии решения.
Наибольшее количество обращений поступило по темам: экология и землепользование — 1684, жилищные вопросы — 1389, коммунальное и дорожное хозяйство — 1170. Рост числа обращений по жилищным вопросам Борис Алексеевич объяснил увеличением вопросов по постановке на льготную очередь для получения жилой площади, переселения из аварийных домов, приватизации жилой площади и обмена, замены жилья.
В прошлом году жители реже стали обращаться по вопросам приватизации земельных участков и установления их границ, а также по охране окружающей среды. Уменьшилось и число обращений, направленных в адрес Президента РФ и областного Правительства. Можно было бы сказать, что это связано с улучшением работы городской администрации с обращениями граждан, но Борис Черных подчеркнул, что недостатки в работе есть до сих пор. Это нарушение сроков ответов на обращения граждан, низкое качество их подготовки (за 2009 год число повторных обращений увеличилось на 327), а также неуказание в ряде случаев имени и телефона исполнителя.