Живой осью нашего города, соединяющей Комитетский лес с Лосиным Островом, давно стал поросший травой канал. Здесь проходят праздники, гуляют с детьми и собаками… Притягивая природным простором внутри современного наукограда, это творение рук человека обладает некой магической силой. И потому всё, связанное с водоканалом, как таковым, вызывает интерес. Сегодня мы беседуем с генеральным директором ОАО «
Водоканал» Виктором БИЛЫМ (на фото) о самом насущном.
— Вы ведаете жизненно необходимым — водой. Как известно, человек может продержаться без неё не дольше недели. А современные люди привыкли и душ дважды в день принимать, и влажную уборку делать. При этом растут требования горожан и к качеству воды, и к бесперебойной подаче её в жилища. Удаётся ли поддерживать работу ОАО «Водоканал» на уровне, соответствующем реалиям сегодняшнего дня?
— Я всегда отдавал себе отчёт, что вода — это основа нашей жизни и на нас лежит колоссальная ответственность. Сейчас главной задачей является повышение качества нашей продукции и одновременное снижение себестоимости. А это возможно лишь при условии использования новых технологий. К тому же энергопотребление инновационного оборудования при неизменной производительности в несколько раз меньше.
— Достижению этой задачи поспособствовало преобразование в 2009 году МУП «Водоканал» в открытое акционерное общество?
— К сожалению, инвесторы не готовы пока стать акционерами «Водоканала». Ведь акционер заинтересован в доходе предприятия. А законодательная база в сфере ЖКХ слишком несовершенна, чтобы рассчитывать на большие прибыли. Например, в тарифе, который утверждён Министерством экономики, заложены только зарплата в тринадцать тысяч и содержание системы, то есть примитивный ремонт — раскопали и хомут поставили. Ни модернизация, ни реконструкция не предусмотрены. Не учитывается и то, что реагенты для очистки воды приходится покупать у частных организаций. А рыночные цены могут возрасти сразу на 100%! В тарифах же заложено всего 17%. Разница колоссальная! Это касается и электроэнергии, на которую установлены свободные цены. То есть законодательством на многое отпущены цены, а в системе ЖКХ они жёстко регулируются. При этом не учитывается, что таким образом предприятие обречено на гибель, ведь заработная плата заложена в тарифах. И самое страшное, если нечем будет платить людям.
— А ведь инновации требуют участия серьёзных специалистов, которым надо платить.
— Именно! У нас идёт компьютеризация всего процесса, в который уже не нужно по старинке вмешиваться ключом. А введение инновационных технологий — это и огромная экономия. Мы два миллиона разом сэкономили, когда внедрили новое оборудование на водоочистной станции! А заодно и застраховались от возможных аварий и расходов на ликвидацию их последствий.
А главное, нельзя рисковать благополучием людей! Они должны бесперебойно получать воду и пользоваться канализацией. И переложить на людей финансовое обеспечение модернизации мы не можем, оплата коммунальных услуг не должна расти бесконечно. Жители оплачивают только содержание, остальное должно брать на себя государство. Если отпустить цены и в отрасли ЖКХ, будет социальный взрыв.
— Пенсионеры и малоимущие уже с трудом оплачивают счета…
— Мы делаем всё, чтобы избежать напряжённости в обществе. В прошлом году разработали инвестиционную программу, в которой определены перспективы развития ОАО на три года. Эта программа призвана устранить пробелы, имеющиеся в существующих тарифах. Нас поддержало Министерство ЖКХ, министр экономики прислал благодарственное письмо. В эту программу вошли меры, которые необходимо предпринять, чтобы в эти три года Королёв получал гарантированное водоснабжение и канализование на всех объектах. В том числе и тех, которые существуют только в перспективе.
Сейчас «Водоканал» приступил к реконструкции водозаборных узлов. Мы провели ремонт шести глубинных насосов, насосного оборудования. Выполнен проект реконструкции двух насосных станций. Но самым проблемным участком остаётся водопроводная сеть, которая изношена на сто процентов. В течение последнего года мы устранили 229 аварий, заменили больше километра водопроводных труб, отремонтировали 55 водозаборных колонок.
— Специалистов хватает? Всё-таки работа у вас тяжёлая.
— Наши мастера работают профессионально и быстро. Я сам в течение года выезжал на все аварии. Какой ты руководитель, если досконально не знаешь, что происходит в отрасли? С теми, кто не хочет работать на совесть, мы расстаёмся. Но таких почти нет. За те два с половиной года, что я руковожу «Водоканалом», сложилась команда единомышленников, которые отдают себе отчёт, что мы работаем на благо города. Я дорожу опытными специалистами, не спешу отправлять на пенсию, если вижу, что человек весь отдаётся своему делу. Но и молодые приходят, ведь нам удалось поднять зарплату сотрудникам. Если человек не заинтересован финансово, вряд ли он будет работать с полной отдачей…
— К вам это тоже применимо?
— Я — трудоголик. Большего удовольствия, чем работа, которая даёт ощутимые результаты, мне не приносит ничто. Хотя есть семья, сыновья, которыми я горжусь. Люблю бывать на природе, встречать рассветы и закаты, охочусь, занимаюсь дайвингом. Раньше любил путешествовать, но сейчас на это не хватает времени. Не могу сказать «к сожалению», ведь занимаюсь любимым делом. Ничто не может сравниться с радостью от того, что ты помогаешь людям! По сути, творишь добро, как бы громко это ни звучало. Ко мне на приём жители иногда врываются чуть не с топорами, а расстаёмся мы друзьями. Я настроен разрешить любую ситуацию и никогда не говорю человеку: «Нет». А уж если его проблему действительно невозможно решить, то стараюсь растолковать это так, чтобы у человека не осталось ощущения, будто ему просто не хотят помочь.
— Насколько я знаю, недавно вы заменили столь нелюбимый горожанами и опасный хлор на новый очистительный реагент.
— Хранение жидкого хлора было источником потенциальной опасности для города. В случае аварии облако хлора смертоносно: двух вдохов достаточно, чтобы, попав в лёгкие, соляная кислота убила человека. Газообразный хлор фашисты применяли в качестве химического оружия во время войны — душили партизан в катакомбах. И в мирное время в некоторых регионах случались разрывы контейнера… А у нас в городе хранилось до 50 тонн жидкого хлора! Мы отказались от него только ради безопасности королёвцев, хотя экономически это не выгодно — новый очистительный реагент — гипохлорит натрия — в два раза дороже. Но человеческая жизнь бесценна, для меня это не подлежит сомнению.
Качество очистки новыми реагентами, в том числе «Праестолом», не менее эффективно. И можно смело утверждать, что вода в нашем городе, которую мы, кстати, берём из Волги и разбавляем водой из артезианских скважин, соответствует всем санитарным нормам. И все сети полностью очищены от микробов. Каждые два часа мы берём воду на анализ. Я сам не использую дома фильтр, только даю полчаса отстояться воде из крана в кувшине, потому что остаточный хлор должен выветриться и мелкие частицы, попадающие из старых труб, осесть. Но мы полным ходом проводим реконструкцию сетей, так что скоро справимся и с нежелательными песчинками, попадающими в воду. Кстати, по применению новых реагентов и технологий, в том числе и использование интернет-сетей, мы идём впереди многих городов и входим в шестёрку лучших в Подмосковье.
Можно долго перечислять, чем мы занимаемся изо дня в день, но никакого героизма в этом нет. Работа такая! По большому счёту, люди не должны её замечать. Другое дело законодатели… Им необходимо понимать, что в сфере ЖКХ масса проблем, которые нужно решать очень бережно, ведь разрушить эту систему, значит, обречь страну на бедствия.
— Несовершенство законодательной базы и вынудило вас пойти в политику?
— Я не сказал бы, что вынужденно, — это мой сознательный выбор. Я вступил в ряды «Единой России» добровольно. И надеюсь принести пользу, потому что чувствую: моей энергии и желания работать хватит и на то, чтобы помочь многим людям. Если Бог дал силы, нужно использовать их на доброе дело. А делать добро очень приятно!
— Вы из тех людей, про которых принято говорить, что «он сам себя сделал». Родились в маленьком селе, на королёвском «Водоканале» начинали слесарем и поднялись до поста генерального директора… Столь успешная карьера вызывает уважение. Что вам самому, Виктор Васильевич, кажется залогом собственного успеха?
— Работоспособность и желание идти вперёд. Я никогда не боялся брать на себя ответственность, руководить людьми — ещё в детстве мальчишками верховодил. Потом в армии командовал подразделением, так что лидерские качества, видимо, были заложены природой.
— Удивительно, что занимая руководящую должность и имея два диплома о высшем образовании, вы продолжаете учиться…
— В своё время я окончил техникум, получил профессию техника-механика. Отслужив в Московском военном округе, начал работать в сфере ЖКХ Калининграда и без отрыва от производства окончил Всесоюзный заочный политехнический институт. Потом, уже работая на «Водоканале», получил второе высшее образование в Российском государственном заочном университете. А недавно ощутил нехватку экономических знаний и решил, что учиться никогда не поздно, если это необходимо для дела. Своё дело я хочу выполнять так, чтобы не было стыдно перед людьми. Сейчас могу открыто смотреть им в глаза, потому что за два года сумел сделать убыточное предприятие рентабельным. И уверен, что принесу ещё немало пользы людям!