Специалисты по работе с молодёжью собрались в библиотеке-филиале
№11 ЦБС (в
ЦДК им. М.И. Калинина), чтобы за круглым столом поговорить на тему: «Взрослым о детях. Вредные привычки». Через два с половиной часа, утомлённые остротой полемики, проходившей под напором далеко не лицеприятных высказываний из зала, они всё же единодушно отметили: «Уже давно не приходилось общаться с такой активной молодёжной аудиторией. Беседа получилась интереснейшая…»
Понимание давалось порой с трудом, но собравшиеся не сдавались в стремлении к нему. Буквально все выступающие были «атакованы» подростками из молодёжной организации «Альянс морали». Молодые люди не пропустили ни малейшей возможности возразить, предъявить свои контраргументы, наконец, просто заявить о недопустимом. Их решимость внести ясность практически во все из обсуждаемых вопросов стала очевидной уже в самом начале встречи, во время теоретического экскурса, проведённого заместителем директора Учебно-методического образовательного центра (УМОЦ) Наталией Кабановой. Как, когда и почему возникают самые пагубные из патологических зависимостей человека, она объяснила, используя концепцию швейцарского психолога К. Юнга о круге сезонности в развитии личности. Её суть состоит в том, что если в определённом возрасте («сезоне») потребности человека не удовлетворяются, то возникают проблемы, а неумение их разрешить может привести к формированию вполне конкретных патологических зависимостей, и случиться это может уже на первом году жизни.
Так, осень по Юнгу, это период от семи до шестнадцати лет, когда особенно важно научиться продуктивной самоорганизации, а результат нуждается в подкреплении конкретными достижениями. Причём для подростка это далеко не пятёрки, как ошибочно понимают родители. Это весомые спортивные успехи, победа на олимпиаде, в шахматном турнире или же, при смещённой, неустойчивой системе ценностей, ситуации такого рода: «меня заметили», поставили на учёт в милиции, вызвали на комиссию по делам несовершеннолетних… Отсутствие достижений зачастую ведёт к патологической зависимости от кофеина, кокаина, склонности к экстремальным видам деятельности или спорта, причём как за счёт тренировок, так и за счёт психотропных средств, которыми снимается «базовый страх» отсутствия достижений. Любопытно, что для этого «сезона» характерно формирование трудоголизма, который тоже относится к не патологическому, но всё же зависимому поведению.
Своё выступление Наталия Александровна закончила словами Конфуция: «Будьте добрыми, если вы захотите, будьте мудрыми, если вы сможете, но здоровыми вы должны быть всегда». Увы, как показали исследования, среди двенадцати общечеловеческих ценностей, выделяемых в психологии, здоровье у подростков — на последнем месте. «Это вредно для здоровья» — фраза, для них мало значимая. Известный пример о капле никотина и лошади — информация, которая может не иметь дальнейшего воздействия на слушателя. Как показал педагогический опыт заместителя директора УМОЦ Ирины Семёновой, куда более действенно посещение своего рода кунсткамеры родильного дома, где можно увидеть врождённые патологии детей курящих родителей. В качестве положительного опыта антинаркотической работы начальник отдела семьи, детства, социальных отношений городской администрации Марина Захарова привела инициативу студентов юридического института, которые взялись разъяснять своим сверстникам, чем грозит причастность к распространению наркомании с точки зрения закона.
То, что поставить на учёт в наркологическом диспансере нельзя ни анонимно, ни принудительно, затрудняет оценку реальной численности наркозависимых. По числу тех, кто зарегистрировался добровольно, наш город на третьем месте в области: это 950 человек, из них 150 женщин и трое несовершеннолетних, самому младшему из которых — 12 лет! В 2010 году на учёт уже поставлены 45 человек. Такие цифры озвучила сотрудник городского наркоконтроля Елена Соснина. Среди мероприятий по выявлению групп риска она отметила проведённое в школах города добровольное (с согласия родителей) тестирование учащихся на употребление наркотиков. Достаточно дорогостоящее обследование выполнили на средства, выделенные городом и Министерством образования. По словам Елены Серафимовны, рамки правовых аспектов во многом сдерживают эффективность антинаркотической работы, к заметной подвижке может привести введение закона о принудительном лечении от пагубной зависимости, и специалисты надеются на принятие его уже в ближайшее время. Что же касается нашего города, то в настоящее время рассматривается возможность создания Детской полицейской академии для усиления профилактики среди подростков.
В Королёве достаточно часто проводятся психологические тесты по выявлению предрасположенности детей к коварным зависимостям, а также тренинги, в которых ребёнок, проигрывая роль жертвы или человека, которого склоняют попробовать наркотик, учится, как себя вести. Старшеклассники помогают младшим найти самые выразительные слова, порой и из молодёжного сленга, для уверенного отпора социальному давлению со стороны наркоторговцев.
В качестве одной из мер повышения устойчивости подростков по отношению к самым вредоносным привычкам Ирина Семёнова отметила введение в учебно-образовательных учреждениях города нового предмета — «Основы православной культуры». Она подчеркнула, что обучение в государственных муниципальных образовательных учреждениях носит светский характер и курсы «Духовное краеведение Подмосковья» и «Основы православной культуры» относятся к типу историко-культурологического образования. Речь идёт не о пропаганде религии, а об изучении истории культуры народа, который в большинстве своём составляет население России.
Для преподавания новых дисциплин создано мощное методическое объединение, руководит которым Светлана Колчина. Духовно-нравственным воспитанием, которое только начинает вводиться в школах, в гимназии №18 она занимается уже 18 лет. С этой темой она победила в конкурсе «Учитель года», профессионально владеет предметом, написала программу его преподавания. Проведённые открытые уроки и анонимное анкетирование подтверждают — работа с девятиклассниками в этом году удалась. И всё же участниками круглого стола были высказаны сомнения по поводу правомочности преподавания только лишь христианской православной культуры, а также сетование на примеры принудительности в обучении. Ответ держала Ирина Семёнова. По её словам, никто из родителей не отказался от того, чтобы их ребёнок изучал новую дисциплину. Сделать это можно и сейчас. При возражении предмет автоматически будет переведён в факультативный, поскольку никто не имеет права кого-либо заставлять, и об этом уже не раз говорилось на родительских собраниях. Православие — не единственное духовное направление, которое вводится в школе. Новый учебный план предусматривает пять вариантов обучения: основы православной культуры, основы иудаизма, основы мусульманства, основы буддизма и основы светской этики. Выбрать можно любое, и в школе постараются предоставить ребёнку возможность для его изучения. Если же найти соответствующих педагогов не удастся, предлагается изучение основ светской этики.
Завершая встречу, её ведущая, сотрудница библиотеки-филиала №11 ЦБС Любовь Полякова привела высказывание одного из французских философов: «Понять лучшее — это уже работать над его осуществлением…» Был уже поздний вечер, но Настя, будущий педагог-дефектолог, задержалась, чтобы поговорить со Светланой Колчиной. Похоже, лучшее было воспринято, и новая работа, действительно, уже началась, ведь девятиклассница и опытный педагог договорились встретиться…