1 марта работники средств массовой информации, и «Калининградской правды» в частности, столкнулись с заковыристой проблемой: как называть службу, занимающуюся охраной правопорядка? Сразу по-новому «полиция» или же ещё по-прежнему «милиция»? Как называть отдельно взятых сотрудников МВД? Сами сотрудники органов правопорядка тоже называют свою службу и так и этак.
Как объяснил на пресс-конференции с представителями королёвских СМИ заместитель начальника УВД по г. Королёву Юрий Червяков, эта двойственность будет сохраняться до тех пор, пока сотрудники УВД полностью не пройдут аттестацию. Срок её прохождения установлен до 1 июня 2011 года. На сегодняшний день сотрудники милиции осуществляют деятельность по «Закону о полиции», но полицейскими ещё не являются. Червяков заметил, что будущих полицейских ждёт и улучшение социальных гарантий — после принятия Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Проект этого закона Дмитрий Медведев вынес на рассмотрение в Государственную Думу в конце марта.
Согласно законопроекту, денежное довольствие лейтенанта полиции в России с 2012 года составит не менее 33 тысяч рублей, а с учётом дополнительных выплат — 45 тысяч. Соответственно с каждым новым званием зарплату сотрудников органов внутренних дел предполагается повышать.
«Руководство органов внутренних дел заинтересовано в привлечении на службу в полицию местных жителей, потому что они лучше знают город и его население, — сказал Юрий Червяков. — Пока же «местных» сотрудников УВД всего 27 — 30% от личного состава.
Начальник УВД Вячеслав Лычагин озвучил прогноз грядущего сокращения кадров. На 99% оно коснётся руководящего звена: начальников и их заместителей. Реорганизация, вероятно, затронет и сотрудников отдела по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП), отдела по борьбе с преступлениями на потребительском рынке (ОБПСПР) и налоговых подразделений. Кроме того, весь личный состав УВД будет переаттестован. «Первый этап «полицейской» реформы пройден безболезненно, — заметил Лычагин, — но на следующем придётся «резать по-живому».
После докладов руководства УВД пресс-конференция продолжилась в форме «вопрос — ответ».
— Изменится ли что-нибудь в порядке подачи заявлений от граждан?
— Ничего. Заявление граждане по-прежнему подают в дежурную часть УВД или территориального отдела полиции. Раскрытие преступлений будет контролировать либо заместитель начальника криминальной милиции (КМ), либо заместитель начальника милиции общественной безопасности (МОБ).
— По каким критериям будет оцениваться профессионализм аттестуемых?
— Основной критерий — предыдущие показатели по службе. При аттестации сотрудники пройдут психологические тесты, с помощью которых будут определены их психологические показатели. Ещё один важный критерий — образование (профильное и юридическое). Личность каждого сотрудника проверят спецслужбы. Оценивать аттестуемого будет специальная комиссия.
— Не станет ли проблемой для «местных» сотрудников милиции то, что они родились и выросли в городе и их многие знают?
— Эти люди будут добросовестнее работать именно потому, что их здесь знают. И они, в свою очередь, тоже лучше знают жителей. Вероятность, что иногородний сотрудник милиции может совершить правонарушение, выше. Поэтому руководство УВД и заинтересовано в принятии на службу именно королёвцев.
— Как изменился рабочий настрой сотрудников УВД в связи с приближающейся переаттестацией?
— Значительно сократилось количество правонарушений на службе. Сотрудники УВД понимают, что любой их проступок может плохо отразиться на их будущем, тем более что проводятся служебные проверки.
— Насколько повысятся требования к тем, кто впервые поступает на службу в УВД?
— Они и без «ужесточения» серьёзные.
Соискатель должен пройти медицинскую комиссию по месту жительства, затем специальное тестирование. Успешно медкомиссию проходит один из трёх человек, остальные оказываются не годны к службе по состоянию здоровья. Далее будущего сотрудника проверяют спецслужбы на причастность к коррупционным действиям, отсутствие судимости (в том числе — за административные правонарушения), заявленное имущество. Судимые и коррупционеры сразу «отсекаются». Собирается информация о членах семьи нового сотрудника. Потом проверяется его физическая подготовка.
После полной проверки соискателя принимается решение о принятии его на службу. Назначается испытательный срок — от 3 до 6 месяцев. В этот период руководство присматривается к его работе.
Повышение требований при приёме на службу зависит от количества претендентов на место. Пока в УВД наблюдается некомплект личного состава. Поэтому хочется надеяться на скорое принятие закона о социальных гарантиях. Тогда люди пойдут служить в полицию, и руководству органов внутренних дел можно будет серьёзно заниматься отбором, а не набором сотрудников.