Как
мы сообщали, проект городского бюджета Королёва был уже рассмотрен на коллегии
городской администрации и на заседании городского Совета.
Оба
раза с докладом по проекту бюджета выступила заместитель руководителя
Администрации Татьяна Кондратьева. Напомним несколько ключевых цифр этого
бюджета. По сравнению с прошлым годом доходная часть бюджета сократилась с
4144607,6 тыс. рублей до 3294950,6 тысяч рублей. Расходная часть бюджета
соответственно, тоже уменьшилась с 4413565,8 тыс. рублей до 3497654,8 тысяч
рублей. Сократился и дефицит бюджета с 268958,2 тыс. рублей до 202704,2 тысячи
рублей.
Очевидное
уменьшение расходной части бюджета более чем на 700 миллионов рублей
руководитель Администрации Елена Логвиненко объяснила необходимостью исполнения
Федерального закона № 83. Если верить ей, то расходы на содержание
общественного хозяйства города Королёва в 2012 году останутся прежними, просто
по-разному станут учитываться денежные потоки.
Муниципальная
милиция будет напрямую финансироваться из Федерального бюджета, не войдут в
фонд городского бюджета и средства, отпущенные на медицинское страхование.
Также в бюджете не будут учитываться средства предприятий и организаций,
сменивших свой статус с муниципального на федеральный.
Если
даже предположить, что общая сумма налоговых поступлений и различных платежей и
сборов от граждан и предприятий Королёва осталась прежней, то из уменьшения
доходной части бюджета города следует однозначный вывод – изменились принципы
формирования бюджета Российской Федерации. Повысилась централизация поступления
всех доходов в государственную казну. Теперь денежные потоки, которые раньше
шли в городскую казну города, будут, минуя бюджет Королёва, поступать напрямую
в областной и Федеральный бюджеты. По всей видимости, это связано с
необходимостью следования одному из главных принципов формирования бюджета
Российской Федерации – принципа выравнивания минимального уровня финансирования
всех объектов федерации. Каким способом будет осуществляться это
«выравнивание»? Очевидно, будет уменьшено бюджетное содержание бюджетных
доноров в пользу депрессионных регионов путем направления туда дотаций,
субвенций, субсидий и прямого финансирования различных региональных программ.
Что
из этого следует? Очевидно, увеличится количество субсидий, дотаций и субвенций
из областного и Федерального бюджетов в бюджет города, то есть увеличатся так
называемые межбюджетные трансферты.Но
если раньше деньги на финансирование поступали автоматически, то теперь за них
нужно «побороться» и «побегать» для чего, по выражению Главы города Валерия
Минакова, чиновникам будут нужны не только головы, но и ноги. А ведь этих
дополнительных поступлений из центрального бюджета может и не быть.
Возможно
поэтому в своем выступлении, посвященном анализу городского бюджета на 2012 год,
год руководитель Администрации Елена Логвиненко отметила важность участия
организаций города в различных программах, финансируемых из областного и
федерального бюджетов, с целью
привлечения финансовых потоков в город.
Также
руководство города отметило, что ни один пункт финансового обязательства
городского бюджета перед социальной сферой города не будет уменьшен. Наоборот,
планируется дополнительное финансирование строительства детских садов и
спортивных площадок в Королёве.
Однако,
по мнению опрошенных экономистов, существует ряд объективных факторов, из-за
которых может произойти уменьшение доходной части городского бюджета. С первого
января 2012 года госпошлина за регистрацию транспортных средств будет поступать
не в городской, а в федеральный бюджет – это 40 миллионов рублей. Такая же
судьба ожидает и поступления от штрафов за нарушение законодательства об охране
окружающей среды, а это еще 8 миллионов рублей.
Как
считают экономисты, произойдет уменьшение поступлений в городской бюджет и за
счет перехода индивидуальных предпринимателей с 2014 на новый налог, который
предприниматели будут платить в зависимости от вида деятельности. Он будет
зачисляться в бюджет города по нормативу 90% и не компенсирует потери средств
городской казны из-за отмены «вменёнки».
Возникает
много вопросов к руководству города: как и каким образом будет компенсировано
уменьшение поступлений в городской бюджет, планирует ли руководство города
участие в областных и федеральных программах, а если да, то в каких? Какие
объекты социальной направленности планируется построить в 2012 году?
Если проанализировать изложенное Татьяной Кондратьевой по части дефицита бюджета города, то назревает следующий вопрос: Государственные бюджеты многих
стран закрываются с дефицитом. Почему бюджет прошлого и нынешнего года города Королёва
тоже планируется дефицитным? Ведь это муниципальный, а не государственный
бюджет. Ведь дело не только в уровне, но и в принципиальном отличии этих
бюджетов. Государство, в отличие от местного самоуправления, имеет печатный станок, возможность выпуска долговых
обязательств или облигаций госзайма, может взять кредит у ЦБ РФ или МВФ.
Соответственно, растет государственный долг.
Практика принятия дефицитных
бюджетов государств явилась одной из причин финансового кризиса 2008 года. В
связи с этим возникает еще один, и не менее важный вопрос к администрации Королёва: из каких источников планируется погашение
растущего дефицита городского бюджета, ведь печатного станка в городе нет? Или следствием запланированного дефицита будет пропорциональное
недофинансирование всех статей расходов? Или что-то просто не будет
финансироваться? Почему нельзя принять
бездефицитный бюджет?
Все эти и многие другие вопросы по городскому бюджету жители Королёва могут задать на встрече с руководством города 7 декабря в 12.00 в ДиКЦ «Костино», где планируется публичное обсуждение городского бюджета.