Когда я вошёл в кабинет директора гимназии № 3 Людмилы Петровны Данилиной, первое, на что я обратил внимание, был новый телевизор. Чёрно-белый и постоянно работающий. Это монитор новой системы видеонаблюдения, включающей в себя 16 камер, установленных в здании школы. Такое повышение безопасности - результат долгих дискуссий между родителями и педагогами в рамках «круглого стола», о результатах которого мы поговорили с Людмилой Петровной.
Людмила Петровна: 16-го ноября был очередной семинар для родителей 1-х и 2-х классов. План этого семинара был таков: встреча родителей, проведение открытых уроков и «круглый стол» по теме «Содружество семьи и школы». Этот семинар мы проводим каждый годе 1995-1996-го года - ещё когда мы учились в старом здании школы. Для родителей младших классов мы этот семинар проводили где-то в октябре-ноябре, когда детки после лета приходят в школу, малыши, выпустившиеся из детского сада, ещё адаптируются к новым условиям. А для старших классов семинар для родителей проходит, как правило, в апреле. Родители присутствуют на уроках и смотрят на своих детей, как они выросли, и что изменилось в школе. Как правило, это в апреле, потому что практически программа пройдена. Во время «круглого стола» родители сообщают, рассказывают о тех уроках, которые они посетили, а мы ставим задачи перед родителями, на что им нужно обратить внимание. Но, конечно, каждому родителю, когда он присутствует на уроке, в первую очередь, интересно понаблюдать за своим ребёнком для того, чтобы потом дома поговорить с ним, расспросить его. Совершенно в другом ракурсе представляется учитель. Когда я беседую с родителями (а беседую всегда одна -т.е. родители и я, и у нас доверительный разговор), информация может быть различной, и, чтобы в какой-то степени не ранить или не побеспокоить учителя, они говорят всё мне, а я уже как директор, зная свой коллектив, могу всё подробно рассказать педагогам.
- И чем поделились с Вами родители, побывавшие на открытых уроках?
- Восторгами от уроков, которые они посетили. Очень хорошие были отзывы.
- Что за проект под названием «Отличная школа» и что такое ФГОСы?
- Вот после того, как мы поговорили об уроках («круглый стол» продолжался), мне нужно было донести до родителей идею, над которой сейчас работает образование Московской области - это наша новая школа по проекту Президента, и идея такая - создать «Отличную школу» (она так и называется «отличная» школа). У нас уже 1-е и 2-е классы (семинар именно для них) работают по новым программам: федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОСы). И вот мы Л.П.Данилина вели разговор о том, какой смысл вкладывается в понятие «Отличная школа». Во-первых, - это действительно отличная школа в смысле высоких достижений и высоких достоинств, свойств, качеств. Дальше, это школа отличного качества образования. Главное - результаты, личность ребёнка, удовлетворённость семьи. Отличная школа - школа высокого качества, где отличные не только результаты школы, но и сама школа обладает высоким качеством и в области обучения, воспитания, оздоровления и безопасности. Кроме того, «Отличная школа» - это школа, которая отличается от себя вчерашней. Она должна отличаться в своём развитии: школа должна активно внедрять инновационные программы развития. Помимо всего прочего, это школа, отличная от других - яркая, индивидуальная, со своим почерком. И, конечно, все эти вопросы можно решить только тогда, когда есть тесное взаимопонимание родителей и учителей. Когда перед нами поставлена цель и перед родителями, и мы вместе стремимся её выполнить, детям хорошо живётся в школе, они с удовольствием идут в школу, они гордятся ею и они вправе, если школа действительно их устраивает, называть свою школу «Отличной школой».
- Как по Вашему мнению, наша школа имеет право называться «Отличной»?
- Это ещё трудно сказать. Если мы включаемся в этот проект, то мы, конечно, ещё очень многое должны сделать. Если мы говорим, что даём отличное качество знаний - да, но ведь нам нужно ещё работать, например, над здоровьесбе-регающими технологиями. Т.е. это программа, которая рассчитана, как я думаю, минимум года на три для того, чтобы добиться звания «Отличной школы».
- Каковы же итоги и отзывы после Дня открытых дверей?
- Я получила удовольствие от того, что высказывали родители. Были затронуты многие вопросы, которые без них решить невозможно: была затронута система видеонаблюдения, затронута система здравоохранения в школе, поднимался вопрос о футбольном поле и катке на территории школы. Это возможно сделать только с родителями. У меня появилось несколько родителей, на которых я могу опереться, с которыми могу посоветоваться.
- А что говорили родители?
- Эмоции были, конечно, прежде всего, с уроков. Один папочка, например, восторгался тем, что его ребёнок, будучи в первом классе, побывал в стране Геометрия на открытом уроке математики, а сам он в первом классе ещё едва-едва знал буквы и считал в пределах десятка. А решение вопросов с отрезком, точкой и прямой, ломаной линией - это, говорит, было гораздо позже.
- А как Вы считаете, волновались ли учителя, дети на открытых уроках?
- Что касается учителей, то они, безусловно, волновались. Но здесь волнение было не в том, как учитель даст материал, как объяснит, а в том, как уделить внимание каждому ученику (ведь каждый родитель, в первую очередь, пришёл посмотреть на своего ребёнка). Уделить внимание так, чтобы родитель не ушёл разочарованный - «А вот моего не спросили!», «А мой, интересно, ответил бы на этот вопрос или не ответил?» Поэтому волнение учителей состояло в том, что они внимательно должны были отследить: «Всех ли учеников спросила я?», «А этот как ответил?», «А если этот не ответил, надо ещё попробовать спросить, иначе он придёт домой, а мама скажет: «Ну, что же ты?..»
Детям было небезразлично присутствие родных. Если ребёнок удачно ответил, то он обязательно поворачивался к мамочке (или к тому, кто из родственников присутствовал) с таким блеском в глазах, что вот он хороший, что вот, как он ответил. Ребята, безусловно показали себя с лучшей стороны!
После интервью Людмила Петровна продемонстрировала, что происходит в разных уголках гимназии, прямо в своём кабинете с помощью новой системы. Таким новшеством школа обязана родителям, которым небезразлично, где растут и учатся их дети.
Максим Грачёв, 11 «Д» класс, Совет гимназии
Мнения родителей и учителей о семинарах и открытых уроках гимназии № 3
Урок сказка
Формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений - такова цель моей работы на уроках математики во 2 «Е» классе. Содержание уроков направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, умение анализировать, рассуждать, на умение решать учебные задачи через активные формы обучения. 16 ноября у нас в классе прошёл открытый урок для родителей. Это был урок-сказка с элементами по внеурочной деятельности кукольного театра «Забава». Ребята охотно помогали заселяться в теремок героям сказки, решали примеры, задачи, уравнения. Родители увидели, как их дети умело применяют знания по математике в решении жизненных задач. Такие уроки помогают развивать быстрее регулятивные, познавательные, личностные универсальные учебные действия, что требуют от нас ФГОС второго поколения.
М.В. Молчанова
У доски - ученики и родители
На открытом уроке по математике у Натальи Александровны Поминовой присутствовали все ученики класса, 30 детей. Этот урок проводился для родителей, чтобы они могли оценить учебную и воспитательную работу учителя, увидеть деятельность ребёнка на уроке, познакомиться с образовательным процессом в школе.
На уроке все дети проявляли заинтересованность, активность. Несмотря на насыщенность и плотность урока, все, включая родителей, были задействованы в учебном процессе.
Все ребята писали математический диктант. У доски вызванные ученики решали задачи. Надо отметить, что большинство в классе поднимали руку, желая отвечать. От каждого ряда один ученик решал уравнение на доске. Остальные из этого ряда проверяли правильность решения. К доске предложили выйти также родителям, что сильно оживило урок. Дети помогали своим мамам и бабушкам. Все попробовали свои силы в примерах на сложение и вычитание. Были предложены примеры, которые можно решить как в одно, так и в несколько действий. Также был проведён тест на знание таблицы умножения. Ответы, иногда хоть и с заминкой, были верными.
Открытый урок по математике прошёл на высоком уровне. Показал хорошее усвоение материала, самостоятельность, взаимоконтроль и задействованность всех. Родители увидели разнообразие форм обучения:
- диалог,
- использование наглядности, технических средств (рисунки, проектор, экран),
- привлечение разнообразного материала (карточки для уравнений),
- игровой метод (лёгкий резиновый мя чик, вовлечение родителей),
- самостоятельная работа учащихся.
Родители 2 «Ж» класса
Из непосед - в учёные
Знаете ли вы, что Карлсона и Пеппи Длинныйчулок придумала маленькая девочка, которая очень любила фантазировать... А ребята 2 «Г» знают, что это была дочь известной шведской писательницы Астрид Линдгрен-Карин. Маленькие исследователи 2 «Г» на уроках чтения с удовольствием отправляются в увлекательные путешествия по страницам произведений русских и зарубежных авторов. Перед чтением ребята выполняют упражнения, которые развивают внимание, восприятие, память; новый текст читают, представляя себя «спринтерами» или «разведчиками».Такие герои, как Карлсон, становятся любимцами детской публики, так как их поведение приходится по душе маленьким шалунам. Поэтому и уроки чтения наполнены интересными заданиями, соревнованиями, игрой... Только так можно превратить сегодняшних непосед в завтрашних учёных, поэтов, музыкантов...
С.Н. Шибаева, учитель
Ребята - в восторге!
Во 2 «А» классе прошёл открытый урок по предмету «Математика», на котором присутствовали 12 родителей.
Урок по теме «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» был построен в сказочной форме. Дети вместе с Иваном-царевичем освобождали Василису от Змея Горыныча, решая примеры и задачи. Урок получился плодотворным и поучительным как для детей, так и для взрослых. Ребята были в восторге!
Л.И. Крикунова, учитель
В стране Геометрии
В 1 «А» классе Никулиной Ириной Витальевной был дан для родителей открытый урок математики. Ребята побывали в стране Геометрии, познакомились с её жителями - точками и отрезками - и научились давать им имена. Они с интересом расшифровывали слова, при помощи отрезков начертили бантик и помогли найти для зайца из нескольких дорог самый короткий путь домой. Урок прошёл в доброжелательной обстановке.
О.И. Никулина, учитель
Царство Русского языка
В День открытых дверей ученики 2 «Д» класса совершили путешествие в царство Русский язык, в страну Речь, которая поделена на десять частей. Учащиеся побывали в гостях у жителей стран Имя существительное и Имя прилагательное. Разгадывали ребусы, соревновались, кто быстрее поселит существительные в свои домики: одушевлённые или неодушевлённые, нарицательные или собственные. Вместе с любимым героем Буратино красиво выводили буквы и слова, познакомились с историей возникновения словарного слова «берёза». Находили лишнее слово из группы слов, составляли предложения, подружились со словом, которое не изменяется по числам (пальто). Искали друзей жителям страны Имя прилагательное. В итоге ученики сделали вывод, что жители стран Имя существительное и Имя прилагательное не могут жить друг без друга, поэтому их чаще нужно употреблять вместе, и подарили свои улыбки гостям и одноклассникам.
О.И. Никулина, учитель
Путешествие по России
Мы, родители, побывали на открытом уроке «Путешествие по России» у наших детей в 1 «Г» классе. Тема была интересна и детям, и взрослым. На воображаемом поезде мы проехали по нашей стране, делая остановки на станциях «Государственная», «Лесная», «Географическая», «Историческая», «Праздничная». Используемая в процессе урока интерактивная доска оживила обучение и позволила дать детям информацию в наглядной и увлекательной форме. Родители вместе с детьми вспомнили родные русские пословицы о Родине, спели Гимн России, разгадали подготовленный учителем кроссворд на тему «Реки нашей страны».
Хорошо, что во время занятия детям была дана возможность немного размяться и поиграть в подвижную игру под детскую песенку - что для таких малышей очень важно. В конце урока ученики вместе с родителями раскрашивали матрёшек акварелью методом точечного нанесения краски ватными палочками, что было необычно и поэтому очень интересно не только для детей, но и для нас, родителей!
От лица группы родителей учеников 1 «Г» хочется поблагодарить Н.И. Голубниченко - классного руководителя и И.А. Кучереско - педагога по внеурочной деятельности, организовавших открытый урок, за ответственное, внимательное и душевное отношение к детям и за профессиональный подход к преподаванию. Спасибо!
Родители 1 «Г» класса
«Шпаргалки – подсказки»
Семинар «Содружество: семья и школа» - это настоящий День открытых дверей для родителей. В этот день мы, учителя, понимаем, как важно донести до каждого родителя частичку школьного пространства, помочь открыть дверь в этот замечательный таинственный мир урока, где мамы и папы могут найти необычное в обычном, увидеть изюминку в своём ребёнке, которая раньше может была не заметна. День открытых дверей -это день союза и благодарности, поддержки и оценивания взаимного труда: дети с удовольствием демонстрируют свои победы, взрослые (и родители, и учителя) получают «шпаргалки - подсказки», гордятся достигнутым! И после такой встречи все просто уверены, что восхищения и успехи ждут нас каждый день в нашей гимназии! Хочется широко улыбнуться нашим очаровательным детишкам за то, что они так стараются и хотят учиться; сказать огромное спасибо тем родителям, которые участвуют в жизни школы и принимают её радости и заботы, а всем учителям - низко поклониться за их нелёгкий труд и любовь к своим ученикам!
Т.М. Мордовец, зам. директора по УВР
Отличное занятие!
В День открытых дверей я и другие родители присутствовали на занятии у Ларисы Анатольевны Очерет по обучению грамоте в 1 «Ж» классе. Урок был построен очень интересно, чётко организован и логически выстроен. Было использовано много интересных методов и приёмов.
Игровая мотивация на протяжении всего занятия активизировала детей на мыслительную деятельность. Постановка проблемных ситуаций: «Как помочь спасти героев? Что для этого нужно сделать в задании и почему? Как мы можем это проверить?» - создавала условия для проявления творчества, побуждала детей самостоятельно думать.
Динамичное проведение урока не давало скучать ребятам на протяжении всего времени. На занятии царила спокойная и доброжелательная атмосфера. В начале урока была проведена артикуляционная гимнастика - она помогла детям настроиться на чёткое произношение звуков, букв. А когда дети немного подустали, Лариса Анатольевна провела динамическую паузу, которая позволила отдохнуть, снять напряжение и настроиться на продолжение занятия. Я считаю, что все эти упражнения способствуют лучшему усвоению и закреплению материала.
Лариса Анатольевна давала возможность ответить всем детям, причём добивалась от них грамотного и полного ответа. Если ребёнок отвечал неверно, педагог с помощью наводящих вопросов помогала найти верный ответ. Отличное занятие, мне оно очень понравилось, многому можно поучиться и родителям. Если ещё будут открытые занятия - обязательно приду!
Хочу выразить большую благодарность Вам, Лариса Анатольевна, за то, что прошло не так много времени, как наши малыши стали школьниками, а Вы смогли не только лучше узнать ребят, понять их, но и приблизить к себе, заинтересовать их, и всё это благодаря Вашей целеустремлённости, Вашему педагогическому мастерству и высокому профессионализму. Спасибо Вам!
Е.С. Фурсова
Число и цифра «7»
Тема урока математики, проведённого Мариной Анатольевной Калашниковой: «Число и цифра 7, сложение и вычитание в пределах семи». Присутствовало 22 человека родителей и заместитель директора Татьяна Михайловна Мордовец.
Урок начался просмотром фрагмента из мультфильма «Белоснежка и семь гномов», затем последовали различные задания для учащихся с цифрой 7: подбор пословиц и поговорок, работа с веером цифр, цветочный букет примеров для Белоснежки на скорость, физкультминутка под весёлую музыку, разбор колпачков по цвету, размеру и форме с решением примеров, работа с кодоскопом. И наконец - итог урока (с наградами для активных участников) и домашнее задание.
Применялись технические средства: телевизор и видеомагнитофон, магнитофон, кодоскоп.
Урок всем родителям понравился. Мы не ожидали, что за два месяца наши дети смогли научиться тихо сидеть, внимательно слушать, слышать и выполнять все требования учителя, да ещё при этом не нарушать дисциплину. Домашних заданий Марина Анатольевна задаёт немного, можно больше в нашем классе. Замечательный урок!!!
От лица всех родителей высказала мнение Э.С. Морозова
Источник: газета "Спутник"