«Настоящая классика актуальна всегда». С этим не
поспоришь, и всё же со сменой эпох, мод, умонастроений меняются и предпочтения
общества. Вчера оно упивалось высокой трагедией в духе Гамлета, а завтра все
гоняются за новым изданием Декамерона...
Сейчас, например, весьма популярен Островский. Время
наше до странности сходно с тем, о котором он писал: Тогда в России
впервые взрастал капитализм, теперь наблюдается второе его пришествие. А стало
быть, тема «человека и капитала» вновь горяча. Если советский школьник изучал
«темное царство Островского» как отголосок давно минувших лет, то гимназист нынешний (как и в XIX веке)
воспринимает происходящее на сцене как вполне жизненное: костюмы сменились,
персонажи, увы — остались...
А посему
посетить премьерный спектакль городского ТЮЗа «Правда — хорошо, а счастье —
лучше» интересно будет и школьникам и взрослым. Поставленная в классической
манере комедия переносит зрителя в московский купеческий квартал, где кипит борьба мелких самолюбий: «если у соседской дочки жених полковник, у
моей непременно будет генерал». Здесь «ничего не светит» жениху бедному, хоть
и способному, которого к тому же «за глупое пристрастие к честности» плутоватая
дворня готова вырядить шутом гороховым...
Не буду
пересказывать содержание пьесы, известное всем со школы. Повторюсь только: написанная
в 1877 году, она звучит на редкость современно.
Режиссер спектакля, заслуженный работник культуры РФ Н
Ермакова, называет спектакль «ансамблевым». В нем нет «проходных» ролей, все
важны для создания атмосферы. Взять хоть садовника, так сочно сыгранного И. Баширяном: сколь реалистичен образ «застенчивого воришки», старшего брата
Альхена из «Двенадцати стульев»! Однако в масштабе афер куда ему до приказчика
Мухоярова (К. Артельщиков)…
Как и ныне, рядом с мошенниками живут честные люди:
влюбленный бухгалтер Платон Зыбкин (А Мнацаканов), его мать (Г. Федосеева), возлюбленная
Поликсена (Е. Кузьмина), ее бойкая нянька (В. Старостина). А есть и такие, кто
вроде и закостенел в корыстолюбии и гордости, но нежданный случай способен
пробудить в них человеческие чувства. Такова Мавра Тарасовна, глава купеческого
клана (Г. Алексеева).
Нельзя не отметить блестящую игру двух актеров С Пименова
и А Кухнова. Колорит их персонажей
(отставного «ундера», бравого ветерана, словно перешедшего в пьесу из русских
сказок, и бестолкового наследника, проматывающего отцовские деньги) оживляет
спектакль, делая его запоминающимся и ярким.
Поспешите в королёвский ТЮЗ: вас ждет встреча с такой
актуальной классикой!
Источник: газета "Неделя в Подлипках"