Бюджет 2012 года после многочисленных обсуждений и согласований был принят практически сразу на заседании Совета депутатов в первом и втором чтениях. Действительно, обсуждать было практически нечего, все корректировки и поправки к бюджету были сделаны на предварительной многомесячной стадии проработки и публичного обсуждения.
В этом есть свои положительные и отрицательные стороны. Положительной стороной этого бюджетного процесса является то, что удалось сохранить социальную направленность бюджета, которая составляет три четверти всех расходов бюджета. Отрицательной стороной является то, что в будущем году не удалось учесть и выполнить все пожелания горожан, поступившие в ходе публичного обсуждения бюджета. Для выполнения всех поступивших предложений требуется дополнительно ни много ни мало - всего 500 миллионов рублей, которых нет в доходной части.
А доходная часть просчитана с высокой точностью квалифицированными экономистами. И зависит она от таких показателей экономической деятельности города Королёва как объём отгруженной продукции предприятиями Королева, который запланирован в размере 43,9 миллиардов рублей, и фонда заработной платы этих предприятий в размере 31,1 миллиарда рублей. Следует отметить, что эти цифры, которые экономисты заложили при расчёте бюджета, приняты при условии роста производства в 2012 году на 7,3%, а фонда заработной платы – на 10%. Если учесть результаты этого года, когда рост ВВП страны составил 4,7%, то этот прогноз следует считать достаточно оптимистическим.
Тем не менее, взвесив все за и против, депутаты приняли изменения в окончательном варианте бюджета, учитывающие поступившие от граждан предложения на сумму 165 миллионов рублей. По сравнению с первоначальным проектом бюджета 2012 года было решено увеличить расходы по разделу «Благоустройство» на 65,7 миллиона рублей (25 миллионов на благоустройство дворов, 30 миллионов на содержание дорог и 1,3 миллиона на благоустройство привокзальной площади станции «Подлипки»). Предусмотрено дополнительное финансирование капитального ремонта улицы Пушкинской в сумме 5 миллионов рублей по разделу «Дорожное хозяйство», а также строительство жилого муниципального дома со сметой 20 миллионов рублей по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство». Депутаты решили также выделить дополнительное финансирование по линии Комитета образования, Комитета здравоохранения и Комитета по физической культуре и спорту на общую сумму 62, 6 миллиона рублей. Не забыты и транспортные услуги населению, на которые выделено 3 миллиона рублей.
Но даже этим, урезанным до 165 миллионов рублей, пожеланиям граждан Королёва не суждено сбыться в полной мере. Как выяснилось, эти запланированные в виде дополнительных расходов средства обеспечены доходной частью бюджета всего на 150 миллионов рублей. Очевидно, что в ходе выполнения расходов по этим статьям в 2012 году придётся отдавать приоритет наиболее важным статьям расхода. Это не значит, что какие-то намеченные пункты расходов не будут выполнены. Как показывает практика предыдущих лет, всегда находятся незапланированные источники расходов и доходов. Средства на неотложные траты, как правило, всегда находятся, о чём свидетельствует неоднократная корректировка бюджета 2011 года.
После завершения всех официальных процедур депутаты проголосовали за принятие бюджета в первом чтении. Результат – «за» - 18 голосов из 20 присутствующих на сессии депутатов. С таким же результатом был принят и окончательный вариант бюджета на 2012 год.
Как уже отмечалось, из 3 млрд. 651 млн. 700,7 тысяч рублей расходной части бюджета на социальные расходы, в том числе образование, здравоохранение и культуру будет потрачено 2 миллиарда 778,5 миллионов рублей или около 76% всего бюджета. Как уже не раз отмечала руководитель Администрации города Елена Логвиненко, на эти цифры надо смотреть двояко. С одной стороны, не потеряна социальная составляющая бюджета, а с другой, это бюджет проедания. Практически не остается средств на проекты развития, модернизацию и перестройку городского хозяйства. Нет средств на новое масштабное строительство. Единственным положительным моментом является то, что впервые за много лет предусмотрены расходы на проектно-изыскательские работы в размере 100 миллионов рублей. Это позволит городу принять участие в различных федеральных и областных программах по финансированию строительства инфраструктуры городского хозяйства, новых зданий детских садов, школ и больниц за счет бюджетов более высокого уровня. Кроме того, средства на развитие могут быть изысканы самими бюджетными учреждениями. Это возможно сделать благодаря новой схеме финансирования бюджетных учреждений. В новой схеме предусмотрена только общая сумма поступлений из бюджета, без росписи по отдельным статьям расходов, при условии выполнения задачи муниципального задания учреждением. Это позволит руководителям муниципальных предприятий при условии экономного и рационального использования отпущенных средств получить дополнительные деньги для собственного развития.
По материалам газеты "Калининградская правда"