В каждом человеке (тем более — женщине) скрыто множество
личностей, порой взаимоисключающих. Любая играет не одну роль, но в
повседневной жизни это не всегда заметно. Иное дело, если жизнь связана с
театром — странным миром, делающим чудесным обыденное, важным — скрытое.
Поэтому зрителей не удивил тот факт, что на вечере, посвященном юбилею
творческой деятельности главного режиссера королёвского ТЮЗа, на сцене
присутствовало сразу пять Наталий Ермаковых...Четыpe- сценические
образы Режиссера, Педагога, Матери семейства и Администратора театра —
рассказывали об этапах пройденного пути. Пятой, подлинной Наталии Николаевне, в
этом редком случае была предоставлена роль зрителя.
Спектакль-сюрприз,
подготовленный коллективом к юбилею и включивший фрагменты работ режиссера
Ермаковой с 1972 по 2011 год, она оценивала впервые. ТЮЗовцы приготовили
отличный подарок не только любимому режиссеру, но и себе ко Дню театра. Были
показаны отрывки из десяти очень разных спектаклей, объединенных личностью
Ермаковой, для которой уж точно «вся жизнь — театр».
Встретившись с Наталией
Николаевной накануне юбилея, мы задали ей несколько вопросов.
— Вы родились
в Ереване, но в русской семье. Ваши предки издавна жили в Армении?
— Наша семья
осела там после эвакуации. Отец был военным, мама — химиком. Ереван в ту пору
был чудным городом, славным не только историей, архитектурой и природными
красотами, но и богатой культурной жизнью. Конечно, я любила город своего
детства, но нравилось мне и подмосковное Костино, где жила мамина сестра. Я
часто гостила у нее, а однажды задержалась надолго и даже ходила в местный
детский сад.
— Как
случилось, что вы выбрали театр?
— Интересовалась
с детства: занималась в хореографическом училище при Ереванском театре оперы и
балета, благодаря чему состоялся первый мой выход на сцену — во вполне
«взрослых» спектаклях: «Спящая красавица», «Дон Кихот»...Потом почувствовала, что балет — не мое призвание: мне в нем
не хватало слов, психологии. Ушла из училища, поступив в театральную студию при
Русском драматическом театре им. Станиславского. Появились первые драматические
роли, например, пажа в спектакле «Ричард III». Короля играл А. Джигарханян. Я
носила за ним корону, а сама его побаивалась: столь грозным он казался в роли
Ричарда...Тянуло вдумчивую школьницу, любимым чтением которой были
театральные пьесы, не только к актерству. Шестиклассницей она дебютировала в
качестве режиссера школьного спектакля «Двенадцать месяцев». Там Же играла
принцессу. А поскольку желала выглядеть по- королевски, на алтарь искусства
были пожертвованы любимые мамины шторы...
— Значит,
вопрос выбора профессии по окончании школы не стоял?
— К тому времени уже твердо решила:
стану режиссером, и с ходу поступила на режиссерский факультет Ереванского
художественно-театрального института.
Руководителем, рискнувшим взять русскую девочку на армянский курс
национального института, был заслуженный деятель искусств Армении М. Г.
Мариносян. Под его руководством студенты ставили Ибсена, Шоу, Гоголя. В
дипломном спектакле курса «Ревизор» я играла Марью Антоновну. Год окончания
института во многих отношениях стал для меня судьбоносным.Во время очередного приезда к тете новоиспеченному режиссеру
предложили сотрудничествос Народным театром ДК им. Калинина. То было время расцвета
народных театров, коллектив подобрался сильный, актерское мастерство
преподавали педагоги «щепки» и «щуки». Но, конечно, Наташа сперва не
догадывалась, что нашла не только профессиональную, но и личную стезю. Ее
режиссерским дебютом стал спектакль «Валентин и Валентина». Главную роль в нем
играл молодой талантливый актер Игорь Ермаков. Через год они с Наталией
поженились, а в 1974-м она подарила мужу сына.Для многих талантливых женщин момент замужества, рождения
ребенка становится критическим, зачастую перечеркивая творческую карьеру.
Наталия Николаевна сумела совместить жизнь близких людей и своего главного
детища — театра. Ее муж, Игорь Сергеевич — бессменный директор ТЮЗа, сын
Ярослав — один из ведущих актеров.
— Начинался
ТЮЗ с кружка в Детском клубе?
— Сначала был
драматический кружок, позже набрали Молодежную театральную студию. Родилась
концепция создания театра, где детей играли бы дети, ведь они делают это
органичнее.
— Откуда возник интерес к детской тематике?
— Родился
вместе с сыном! Как и всякая мама, я читала Ярославу сказки, но, будучи
режиссером, не могла не прикидывать, как я поставила бы тот или иной сюжет. В
том родительском интересе — исток многих спектаклей, даже появившихся
десятилетия спустя.А в Молодежной студии ставились тогда «Гонза и волшебные
яблоки», «Побег в Гренаду», «Робин Гуд», «С любовью не шутят» и другие.Спектакли Н. Ермаковой отмечались дипломами и призами, а
через три года студия стала Молодежным театром. В 1979 году он превратился в
Театр юного зрителя.
— Как раз
тогда осуществилась моя давняя задумка, — рассказывает Наталия Николаевна.
— Дети стали играть для детей. Мы
специально подбирали для этого пьесы: «Карлсон», «Питер Пэн», «Пиноккио». Иные
из маленьких студийцев стали потом профессиональными актерами.
— В 1994 году
Народный театр юного зрителя стал муниципальным, иными словами —
профессиональным. Легко дался переход?
— В чем-то легко, так как костяк коллектива сформировался
давно и жил дружной семьей. Многие из самодеятельных актеров прошли курсы СТД,
отучились в ГИТИСе и стали профессионалами не только по опыту, но и по
образованию. А в чем-то было непросто: например, работать с актерами-детьми,
ведь репертуарный театр предполагает ежедневную занятость. Но в целом коллектив
продолжал расти, чему подтверждением служили новые награды.
— ТЮЗ долго
ждал собственного здания...
— Да, а когда
дождались, столкнулись с новыми проблемами. Здание на Калининградской несколько
лет простояло брошенным, да и вообще было мало приспособлено под нужды театра.
Началась череда ремонтов, и мы очень благодарны городской администрации за
постоянное внимание к нашим проблемам. Сейчас на очереди — замена механики
сцены. И еще театру крайне необходимо общежитие: это поможет заинтересовать
молодых перспективных актеров. Есть у нас и мечта, не требующая особых затрат:
хотелось бы переименовать остановку вблизи театра из «ДСК» в «ТЮЗ», тем более
что комбината здесь больше нет.
— Что из себя
представляет королёвский ТЮЗ сегодня?
— Это
коллектив из 50 сотрудников, 20 из которых — профессиональные актеры. И,
конечно, спектакли —около 40 в репертуаре, из них 18 играются постоянно.— Традиционный
вопрос — творческие планы... Недавно начались репетиции «Доктора Айболита»,
хотелось бы поставить еще что-нибудь из Островского, по мотивам сказов Бажова,
мольеровского «Тартюфа». Планов много: юбилей — лишь очередной этап.
НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА ЕРМАКОВА родилась в Ереване. С детства
увлекалась театром, училась в хореографическом училище и театральной студии.В 1967 году поступила на режиссерский курс Ереванского
художественно-театрального института. Окончила в 1972-м, тогда же начала
сотрудничать с Народным театром калининградского ДК им, Калинина.В 1973-м вышла замуж за коллегу и единомышленника Игоря
Ермакова. Через год родился сын Ярослав.В Подлипках вела драмкружок при Детском клубе, переросший в
Молодежный театр.В 1979 году театр под ее руководством превратился в Театр
юного зрителя, в 1994 году стал муниципальным.За 40 лет творческой деятельности режиссером Н.Н. Ермаковой
поставлено около 80 спектаклей, многие из них удостоены наград конкур-сов и
фестивалей.
Наталия Ермакова— заслуженный работник культуры РФ и
Московской области.
По материалам газеты "Неделя в Подлипках"
Источник: ЮБиК - Юбилейный и
Королёв