Национальный парк «Лосиный Остров» — уникальная охраняемая природная территория, на одну четверть расположенная в черте Москвы, со всех сторон окруженная городами с высотной застройкой. Изюминкой парка является водноболотный комплекс реки Яуза, занимающий 6% от всей его площади, 78% территории покрыты лесами. Общая площадь охраняемого массива составляет 12 500 гектаров, центральная часть парка имеет заповедный режим, две трети территории открыты для свободного посещения.
«Лосиный Остров» — это единственный в мире национальный парк, расположенный внутри мегаполиса и, несмотря на городское окружение, сохранивший все многообразие природных ландшафтов средней полосы России.
В условиях агрессивной застройки любого клочка и без того перегруженной многоэтажными жилыми комплексами и продуктами жизнедеятельности человека Подмосковной земли парк становится ключевым звеном природного каркаса, который поддерживает экологическое равновесие Подмосковья, качество природной среды как на своей территории, так и за ее пределами.
От нас, ныне живущих, зависит, сохраним мы этот уголок живой природы в практически первозданном виде, или нашим потомкам придется изучать его бывших обитателей только по зоологическим атласам. Об этом мы беседуем сегодня с заместителем директора по научной работе ФГБУ «Национальный парк «Лосиный Остров» Верой Киселёвой.
— Вера Владимировна, как вы оцениваете ситуацию с сохранением природного наследия в настоящее время по сравнению с восьмидесятыми годами, когда было принято решение об организации национального парка?
— Сейчас парк испытывает очень сильное давление городского окружения. В 1983 году, на момент организации парка, население Москвы было в два раза меньше, окружающие нас города также были значительно менее населены и застроены в основном малоэтажными домами.
Идея создания на территории Лосиноостровской лесной дачи национального парка появилась еще в 1908 году, но в результате последовавших войн и социальных катаклизмов не была реализована. Вернулись к ней в семидесятые годы в качестве альтернативы проекту зоны массового отдыха. Ведущие ученые-экологи позволяющим, с одной стороны, держать в неприкосновенности природное ядро Лосиного Острова, а с другой — вести рекреационную и эколого-просветительскую деятельность.
Надо сказать, что размещение национального парка в пределах мегаполиса с населением 15 миллионов человек— случай уникальный в мировой практике. В некоторых странах есть аналоги, например, национальный парк «Долина Дуная» в Вене и ее предместьях. Но Вена— это не Москва как по численности населения, так и по отношению ее жителей к природному наследию.
Конечно, в настоящее время приграничные кварталы парка испытывают колоссальные нагрузки, особенно в Московской части. Тем не менее статус особо охраняемой территории федерального значения до сих пор позволяет ограничивать и перераспределять влияние человека на экосистемы парка.
— Как сегодня можно охарактеризовать взаимоотношения природы и человека?
— Россия всегда отличалась от Запада своим отношением к природе как к среде обитания, в которую человек встроен, а не как к ресурсу, который можно нещадно эксплуатировать для извлечения максимальной прибыли. В Европе до недавнего времени было принято противопоставлять природу цивилизации, воспринимать ее как нечто враждебное, отгораживаться от нее. Посмотрите на русские селения — они всегда рационально вписаны в природное окружение, русский человек был приучен брать от природы ровно столько, сколько она может дать, без урона для воспроизводства. Для русского самосознания было характерно отношение к природе как к наследию предков, как к среде и источнику существования, если угодно, как к Божьему творению, в котором всё гармонично.
Сейчас появилась тенденция агрессивного наступления на природу, и мы это ощущаем на примере национального парка. Уплотнение застройки у его границ, когда стремительно растут торговые комплексы и высотные жилые дома, чревато серьезными изменениями природного режима непосредственно на его территории — глубокие котлованы под многоэтажные дома вызывают понижение уровня поверхностных и грунтовых вод, из-за уничтожения растительности и асфальтирования больших площадей меняется температурный режим пограничных участков. Высотные кварталы изменяют направление и силу ветровых потоков. Застройка перерезает и без того малочисленные пути миграции животных, превращая парк действительно в обособленный от остальных природных территорий остров.
В последнее время продвигается идея использования национального парка для развития на его территории индустрии туризма, массового отдыха и развлечений. К сожалению, такие объекты, как физкультурные комплексы или кафе, помимо того что сокращают площади природных экосистем, привносят в парк элементы урбанизированной среды, от которой так стремятся отдохнуть наши посетители. Ведь рекреация, развитие которой является одной из основных функций Лосиного Острова, — это восстановление духовных и физических сил именно в природной обстановке, а не в окружении модульных построек.
Налицо подмена понятий. Нам пытаются навязать систему ценностей общества потребления, в которой важно только то, что приносит либо деньги, либо удовольствия. Коммерциализация природы — самая большая наша беда. Есть вещи, которые не имеют денежного выражения, — качественная среда обитания, духовное и физическое здоровье нации, и именно они определяют смысл существования охраняемых природных парков. Устойчивое долгосрочное развитие природных территорий должно быть выше сиюминутных выгод.
— Каковы ваши планы на будущее?
— Продолжать исследования. Разобраться, почему Лосиный Остров сохранился таким, какой он есть. Понять, где пределы его устойчивости, какое воздействие на него допустимо, а какое — чрезмерно. Открывать и описывать новые ценные природные и культурные объекты на его территории. И как можно большему числу людей рассказывать о том, какое замечательное место наш Лосиный Остров.
СПРАВКА
ВЕРА ВЛАДИМИРОВНА КИСЕЛЁВА, заместитель директора по научной работе Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Лосиный Остров».
Родилась в Москве в семье ученых: отец— специалист в области лесоведения, мама— зоолог. С детства помогала родителям в их научных трудах, ездила в экспедиции, так что проблем с выбором профессии не было. После школы поступила в Московский государственный университет на факультет почвоведения. По окончании работала в Почвенном институте РАСХН. Учеба в университете и работа в институте дали хорошую фундаментальную подготовку, научили комплексному подходу к изучению природы, развили способность вычленять главное.
В 2000 году перешла на работу в национальный парк «Лосиный Остров» на должность заведующего научным отделом, в 2005 году стала заместителем директора по научной работе.
Кандидат биологических наук.
Замужем, воспитывает сына и дочь.
Источник: газета "Неделя в Подлипках"