В очередной передаче «Королёв-ТВ» гостями ведущего Георгия ЯНСА были
директор хоровой школы «Подлипки» Вера ЧЕРНЫШОВА, главный хормейстер
школы, художественный руководитель и дирижёр академического хора Инна
ЯКОВЛЕВА, преподаватель Ирина ЧАРНЕЦКАЯ.
Г.Я. 7 июля исполнилось бы 80 лет замечательному музыканту,
педагогу Борису Александровичу Толочкову. Имя этого человека неразрывно
связано с хоровой школой «Подлипки», которая с 2003 года носит его имя.
В этом же году хоровой школе исполняется 45 лет. Только перечисление её
побед на конкурсах в России и за рубежом займёт всю передачу. Поэтому,
говоря об этом хоре, мы отмечаем, что это национальная гордость страны.
Я конспективно отметил ваши успехи, вы о них можете рассказать более
подробно.
В.Ч. Очень приятно, что наша сегодняшняя встреча
происходит в юбилей, 80-летие Бориса Александровича Толочкова. С другой
стороны, очень грустно, что его с нами в этот день нет. Но теперь уже
новая команда во главе с главным хормейстером хоровой школы «Подлипки»
Инной Алмазовной продолжает заложенные Борисом Александровичем
традиции. Сегодняшняя встреча происходит и в связи с 45-летием хоровой
школы и хоровой студии «Подлипки», которая была основана в 1964 году.
Но сегодня хочется рассказать о том времени, когда во всей
стране произошла перестройка, когда внимание к культуре со стороны
руководителей города и ведомственных предприятий было недостаточным,
потому что стояли более серьёзные хозяйственные вопросы. И вот в это
трудное время, в 90-е, в нашем городе создаётся и открывается хоровая
школа «Подлипки».
Это было в 1996 году. Речь идёт о творческих коллективах,
которые в то время работали на базе детского и подросткового клуба. Это
и ТЮЗ, и авиамодельный кружок, и хоровая капелла «Подлипки». Необходимо
было создать условия, чтобы они в дальнейшем развивались. Руководство
города приняло решение о реорганизации Детского клуба и предоставлении
его для занятий всех этих творческих коллективов. В июне 1996 года
Глава города Александр Морозенко издал постановление, в соответствии с
которым на базе Детского клуба была создана муниципальная хоровая школа
«Подлипки».
Г.Я. То есть это было одно из первых постановлений
Александра Морозенко в ранге Главы города? Вы говорили, что одной из
главных своих задач он увидел поддержку культурных организаций. Я
правильно понимаю, что вы получили помещение и стали финансироваться из
муниципального бюджета?
В.Ч. Да, потому что в тот момент, когда предприятия не
могли финансировать творческие коллективы, город не имел ещё
законодательной базы. Это были ведомственные коллективы, их нужно было
принять на баланс города и постараться обеспечить финансирование. Я
считаю, что, если бы этих мер не было, в городе могло бы не остаться и
хоровой студии «Подлипки», и театра. Или они не были бы и гордостью
города Королёва и, если говорить о хоровой школе, гордостью Московской
области. Потому что на сегодняшний момент хоровая школа — самая большая
в области, в ней занимаются 700 детей. На её базе проводятся и курсы
повышения квалификации, и семинары директоров школ искусств, хоровых
школ, специальных.
Г.Я. Школ такого уровня, масштаба, с поддержкой местной
власти действительно единицы. Всё-таки 1996 год — непростой год и в
экономическом и в политическом плане. Но тем не менее Глава города
посчитал необходимым одним из первых своих шагов сохранить культурную
преемственность. Он не дал погибнуть тому, что раньше поддерживалось
предприятиями и дал новый импульс развитию учреждений культуры города.
В.Ч. Безусловно. И главное, этим постановлением
осуществилась давнишняя мечта Бориса Александровича Толочкова —
объединить хоровую студию в одном помещении, и это счастье. Хоровая
школа на сегодняшний момент — это большой дом, большая семья, которая
объединяет преподавателей, детей, родителей, бывших выпускников,
хористов муниципального академического хора «Подлипки».
Г.Я. Говоря об уровне того или иного творческого коллектива, всегда
называют победы в конкурсах. Навскидку можете сказать, сколько раз за
последние годы вы стали лауреатами, победителями различных конкурсов?
В.Ч. Буквально в июне маленький хор «Родничок», дети 8-9 лет, завоевал гран-при на международном конкурсе в Болгарии.
Г.Я. Ирина Альфредовна, расскажите о вашем участии в конкурсе в Болгарии.
И.Ч. Мы были в Альбене. Это курортный город на берегу
Чёрного моря в Болгарии. Конкурс проводился в 10-й раз, и шестой год
подряд он называется «Конкурс имени мастера Медникарова», очень
известного в Болгарии хормейстера. Это фестиваль российско-болгарской
дружбы. Там принимали участие болгарские хоры и российские: из
Камчатки, Тольятти, Самары, Мытищ.
В нашей категории принимали участие 9 хоров, причём, разного
возраста. Мы были самыми младшими. Обязательно надо было петь
произведения на болгарском языке. Мы выбрали современное произведение
очень нестандартной формы, размера, интересных слов. Болгарские слова
несколько сходны с русскими. Поэтому мы изучали, о чём песня, как
спеть, чтобы понравилось и было понятно. Все коллективы пели болгарскую
песню последней, а мы её спели первой. После выступления мы поняли, что
выступили хорошо, потому что все подходили и поздравляли нас.
Г.Я. Инна Алмазовна, у меня к вам вопрос. Мы говорим
«хоровая школа», «хоровая студия». Я даже запутался. Вы можете сказать,
сколько в этой школе хоров и какая структура хоровой школы?
И.Я. Структура возрастного распределения детей по семи
хорам. Начинаем мы набирать с 4,5 лет, затем дети переходят в следующий
хор, более взрослый. Из «Дождинки» — в «Росинку», из «Росинки» — в
«Капельку», из «Капельки» — в «Родничок», из «Родничка» — в «Ручеёк»,
из «Ручейка» — в кандидатский хор, и, наконец, в «Поток». Но на этом
тоже всё не заканчивается, потому что у нас есть самый старший хор,
который дружит с хоровой школой «Подлипки», — академический хор. И
особо одарённые выпускники или фанаты хорового дела практически всю
жизнь поют в академическом хоре.
Дружба и преемственность академического хора являются той
изюминкой нашей хоровой системы города Королёва, уникальной системы,
какой, не побоюсь сказать, нет ни в одном городе области. Это огромная
заслуга руководителей, которые начинали это дело, — Бориса
Александровича Толочкова, безусловно. Здесь и другие великие имена:
Сахаров, Чмырёв, без которых хоровая культура в городе была бы
невозможна.
И конечно, огромная заслуга руководителей города, которые все
эти годы — на протяжении становления школы, трудных времён — не только
морально, но и конкретными решениями поддерживали и поддерживают по сей
день наши огромные запросы. Огромные, потому что огромное количество
участников коллективов — 800 вместе с академическим хором. Это и
поездки (обязательна финансовая помощь во время поездок), и костюмы, и
станки, которые имеет только Московская консерватория. Конечно, всё это
благодаря тёплому отношению со стороны нашего руководства и Александра
Фёдоровича Морозенко, который, если есть возможность, всегда нам
помогает.
Г.Я. На концерты к вам он ходит?
И.Я. Ходит и поёт вместе с нами. Александр Фёдорович любит петь и неоднократно это демонстрировал.
Г.Я. Хор существует уже 45 лет. А можно представить, сколько у вас выпускников, сколько детей прошло через ваш хор?
И.Я. Думаю, не ошибусь, если скажу, что за последнее
десятилетие около трёх тысяч точно прошло. Но это труженики, а не люди,
которые позанимались годик и ушли. Это не кружок, это система
образования, где мы имеем полное право выдавать диплом о получении
начального музыкального образования с правом поступления в любое
среднее музыкальное учреждение России. И сольфеджио, и дисциплины
музыкальной литературы, и два инструмента в неделю.
Но всё равно, я считаю, образовательный процесс — это не
самое главное. Потому что та аура, которая годами оседает в нашей
школе, создаёт неповторимый дух, который, безусловно, благотворно
влияет на любого ребёнка, приходящего к нам. И судя по тому, что они
пишут и рассказывают, став взрослыми людьми, мы думаем, что главное в
нашем деле даже не образовательный момент и образовательные основы, а
именно воспитание просто хорошего человека — музыкально одарённого,
духовно одарённого, порядочного человека, который, выйдя из нашей
школы, никогда в жизни не поднимет руку, чтобы ударить, никогда не
сможет жить недостойно.
Г.Я. Как-то вы слишком категорично. Это уже идеализм.
И.Я. Наверное, я просто имею дело с хорошими людьми,
которые пишут и говорят хорошие слова. Думаю, есть и исключения. Но
хочется верить, что их мало.
Г.Я. Я тоже надеюсь. В материале «Калининградки» (от 7 июля)
приводятся отзывы выпускников школы о Борисе Александровиче. Но все
они, я обратил внимание, не связаны с музыкой. А вот сколько
выпускников связало себя с музыкой?
В.Ч. Наверное, большим нашим достижением является не
только преемственность поколений в обучении детей, но и преемственность
преподавательского состава. Потому что шестеро выпускников работают в
хоровой школе «Подлипки» хормейстерами. Это как надо любить свою школу,
как нужно хотеть, чтобы выбрать своей профессией преподавание пения и
вернуться в родную школу работать. Наверное, волшебство хоровой школы
заключается в этом. И находит своё подтверждение, что наши выпускники
хотят работать у нас.
Г.Я. А у вас бывают встречи выпускников, как в школах?
И.Я. Такие встречи у нас бывают еженедельно по средам и
по субботам, потому что академический хор бесконечно состоит из
выпускников. Это во-первых. А во-вторых, не бывает такого месяца или
полугодия, чтобы не присоединился кто-то из бывших выпускников. Поэтому
для нас формальной встречи не существует. У нас живые настоящие встречи
каждую неделю.
В.Ч. Я бы хотела сказать больше. На те концерты,
которые мы проводим в ЦДК им. Калинина четыре раза в году, наши
выпускники и родители, откладывая личные дела, приходят на них, чтобы
вернуться в то место, откуда они вышли — из хоровой школы «Подлипки». И
поклониться, может быть, тем стенам и тем преподавателям, которые
продолжают учить их детей и внуков.
И.Ч. Родители нынешних учеников — это зачастую
выпускники хоровой школы. Они уже в курсе всех традиций, которые
заложены. Они приводят своих детей, а некоторые даже внуков.
Г.Я. У меня к вам достаточно необычный вопрос. Я прихожу в
вашу школу — всё замечательно. Приходишь в спортивную секцию — дети
устанавливают рекорды. Приходишь в ДК — дети танцуют, рисуют. Всё
замечательно. Выхожу, и меня охватывает недоумение: где те дети? Вижу
на улице подростков с сигаретой, с пивом, часто с матом. Куда исчезает
чудо? Как вы можете объяснить этот парадокс?
И.Я. Конечно, 700 человек в городе — это ещё не все, и
наши дети, попадая в другие места, и там вокруг себя образуют новую
среду. Я точно знаю, что в школе, где учатся мои дети, они всегда в
центре внимания по музыкальным соображениям. На праздниках они всегда в
центре событий. И вокруг себя создают новое общество. Но процент таких
детей в масштабах города не слишком велик. И если бы в своё время
родители более внимательно отнеслись к досугу своего ребёнка, а не
только к хлебу насущному и выбранной общеобразовательной школе,
наверное, жизнь их собственного ребёнка стала бы более насыщенной и
интересной. Почему-то одни родители находят возможность и развивают
своего ребёнка гармонично, другие к этому относятся более спокойно или
не доводят дело до конца.
Г.Я. А есть у вас в школе дети из трудных семей, или вы
только отбираете музыкально одарённых, благополучных, чтобы никаких
проблем не было?
В.Ч. Нет, мы по блату никого не принимаем. Хотя среди
родителей, которые говорят: «Мой ребёнок обучается в хоровой школе
«Подлипки», это значит примерно то же, что «Мой ребёнок обучается в
МГУ». Это звучит гордо, престижно и придаёт определённую элитарность и
статус семье. Есть такие семьи, где воспитанием ребёнка занимается
бабушка, которой самой не хватает сил и здоровья. Но она приводит
ребёнка на хор и понимает, что это может быть единственным спасением
ребёнка в этой жизни.
Г.Я. Вы верите и убеждены, что ваш хор как-то может
социально адаптировать такого ребёнка, сделать его достойной личностью,
или это как-то немножко иначе?
В.Ч. Мы не верим, а видим результаты.
И.Я. Есть очень грустный пример, когда в нашем хоре был
тяжелобольной ребёнок, и дети моего хора («Поток») делали запись для
этого ребёнка. Так, как они пели в ту репетицию, когда записывали,
подобного у меня на памяти нет. Они пели с чутким пониманием того, для
чего делается эта запись. Невозможно было перед ними стоять: шёл мороз
по коже, катились слёзы (лично у меня). До такой степени дети, ещё
маленькие, по-взрослому отнеслись к этому. И всякий раз, когда я
просматривала ту запись, видела, что она несопоставима ни с одним
концертом или конкурсным выступлением. Это самое настоящее.
Коллективное творчество лечит душу.
Г.Я. Любой коллектив предполагает развитие. Он живёт, когда развивается. Каковы творческие планы хоровой школы?
В.Ч. У нас большие планы, требуется помощь со стороны
города в их реализации. Мы хотим реконструировать наш концертный зал,
открыть его вместе с органом. В Дубне и Красногорске уже есть органные
залы.
И.Я. Самый первый конкурс будет в октябре — поездка
академического хора в Клайпеду на очень известный конкурс в Литве, где
баснословное количество хоровых коллективов один другого лучше. В июле
следующего года мы планируем поехать на хоровую олимпиаду в Китай.
Г.Я. В городе принята издательская программа, в рамках
которой учреждена такая серия, как «Жизнь замечательных людей». Первой
из этой серии будет книга, посвящённая Борису Толочкову.