Понедельник, 23.12.2024, 01:19
 Категории
Новости сайта [96]
о жизни ресурса...
Новости г. Юбилейный [1383]
все события Юбилейного
Новости г. Королёв [4706]
все события Королёва
Интервью [209]
с известными людьми
Персона [44]
об интересных людях города
Афиши и расписания [121]
мероприятий и событий
Новости МО [23]
новости Московской области
Новости ЮБиКа [0]
лучшие новости недели
 Реклама

Реклама на сайте
 Новости
 Сохранить в соцсети


Новости города Королёв
Главная » Новости городов » Интервью » 2009 » Июль » 17

Интервью с директором хоровой школы "Подлипки" - школе 45 лет!

22:09
    В очередной передаче «Королёв-ТВ» гостями ведущего Георгия ЯНСА были директор хоровой школы «Подлипки» Вера ЧЕРНЫШОВА, главный хормейстер школы, художественный руководитель и дирижёр академического хора Инна ЯКОВЛЕВА, преподаватель Ирина ЧАРНЕЦКАЯ.

    Г.Я. 7 июля исполнилось бы 80 лет замечательному музыканту, педагогу Борису Александровичу Толочкову. Имя этого человека неразрывно связано с хоровой школой «Подлипки», которая с 2003 года носит его имя. В этом же году хоровой школе исполняется 45 лет. Только перечисление её побед на конкурсах в России и за рубежом займёт всю передачу. Поэтому, говоря об этом хоре, мы отмечаем, что это национальная гордость страны. Я конспективно отметил ваши успехи, вы о них можете рассказать более подробно.
    В.Ч. Очень приятно, что наша сегодняшняя встреча происходит в юбилей, 80-летие Бориса Александровича Толочкова. С другой стороны, очень грустно, что его с нами в этот день нет. Но теперь уже новая команда во главе с главным хормейстером хоровой школы «Подлипки» Инной Алмазовной продолжает заложенные Борисом Александровичем традиции. Сегодняшняя встреча происходит и в связи с 45-летием хоровой школы и хоровой студии «Подлипки», которая была основана в 1964 году.
    Но сегодня хочется рассказать о том времени, когда во всей стране произошла перестройка, когда внимание к культуре со стороны руководителей города и ведомственных предприятий было недостаточным, потому что стояли более серьёзные хозяйственные вопросы. И вот в это трудное время, в 90-е, в нашем городе создаётся и открывается хоровая школа «Подлипки».
    Это было в 1996 году. Речь идёт о творческих коллективах, которые в то время работали на базе детского и подросткового клуба. Это и ТЮЗ, и авиамодельный кружок, и хоровая капелла «Подлипки». Необходимо было создать условия, чтобы они в дальнейшем развивались. Руководство города приняло решение о реорганизации Детского клуба и предоставлении его для занятий всех этих творческих коллективов. В июне 1996 года Глава города Александр Морозенко издал постановление, в соответствии с которым на базе Детского клуба была создана муниципальная хоровая школа «Подлипки».

    Г.Я. То есть это было одно из первых постановлений Александра Морозенко в ранге Главы города? Вы говорили, что одной из главных своих задач он увидел поддержку культурных организаций. Я правильно понимаю, что вы получили помещение и стали финансироваться из муниципального бюджета?
    В.Ч. Да, потому что в тот момент, когда предприятия не могли финансировать творческие коллективы, город не имел ещё законодательной базы. Это были ведомственные коллективы, их нужно было принять на баланс города и постараться обеспечить финансирование. Я считаю, что, если бы этих мер не было, в городе могло бы не остаться и хоровой студии «Подлипки», и театра. Или они не были бы и гордостью города Королёва и, если говорить о хоровой школе, гордостью Московской области. Потому что на сегодняшний момент хоровая школа — самая большая в области, в ней занимаются 700 детей. На её базе проводятся и курсы повышения квалификации, и семинары директоров школ искусств, хоровых школ, специальных.

    Г.Я. Школ такого уровня, масштаба, с поддержкой местной власти действительно единицы. Всё-таки 1996 год — непростой год и в экономическом и в политическом плане. Но тем не менее Глава города посчитал необходимым одним из первых своих шагов сохранить культурную преемственность. Он не дал погибнуть тому, что раньше поддерживалось предприятиями и дал новый импульс развитию учреждений культуры города.
    В.Ч. Безусловно. И главное, этим постановлением осуществилась давнишняя мечта Бориса Александровича Толочкова — объединить хоровую студию в одном помещении, и это счастье. Хоровая школа на сегодняшний момент — это большой дом, большая семья, которая объединяет преподавателей, детей, родителей, бывших выпускников, хористов муниципального академического хора «Подлипки».

Г.Я. Говоря об уровне того или иного творческого коллектива, всегда называют победы в конкурсах. Навскидку можете сказать, сколько раз за последние годы вы стали лауреатами, победителями различных конкурсов?
    В.Ч. Буквально в июне маленький хор «Родничок», дети 8-9 лет, завоевал гран-при на международном конкурсе в Болгарии.

    Г.Я. Ирина Альфредовна, расскажите о вашем участии в конкурсе в Болгарии.
    И.Ч. Мы были в Альбене. Это курортный город на берегу Чёрного моря в Болгарии. Конкурс проводился в 10-й раз, и шестой год подряд он называется «Конкурс имени мастера Медникарова», очень известного в Болгарии хормейстера. Это фестиваль российско-болгарской дружбы. Там принимали участие болгарские хоры и российские: из Камчатки, Тольятти, Самары, Мытищ.
    В нашей категории принимали участие 9 хоров, причём, разного возраста. Мы были самыми младшими. Обязательно надо было петь произведения на болгарском языке. Мы выбрали современное произведение очень нестандартной формы, размера, интересных слов. Болгарские слова несколько сходны с русскими. Поэтому мы изучали, о чём песня, как спеть, чтобы понравилось и было понятно. Все коллективы пели болгарскую песню последней, а мы её спели первой. После выступления мы поняли, что выступили хорошо, потому что все подходили и поздравляли нас.

    Г.Я. Инна Алмазовна, у меня к вам вопрос. Мы говорим «хоровая школа», «хоровая студия». Я даже запутался. Вы можете сказать, сколько в этой школе хоров и какая структура хоровой школы?
    И.Я. Структура возрастного распределения детей по семи хорам. Начинаем мы набирать с 4,5 лет, затем дети переходят в следующий хор, более взрослый. Из «Дождинки» — в «Росинку», из «Росинки» — в «Капельку», из «Капельки» — в «Родничок», из «Родничка» — в «Ручеёк», из «Ручейка» — в кандидатский хор, и, наконец, в «Поток». Но на этом тоже всё не заканчивается, потому что у нас есть самый старший хор, который дружит с хоровой школой «Подлипки», — академический хор. И особо одарённые выпускники или фанаты хорового дела практически всю жизнь поют в академическом хоре.
    Дружба и преемственность академического хора являются той изюминкой нашей хоровой системы города Королёва, уникальной системы, какой, не побоюсь сказать, нет ни в одном городе области. Это огромная заслуга руководителей, которые начинали это дело, — Бориса Александровича Толочкова, безусловно. Здесь и другие великие имена: Сахаров, Чмырёв, без которых хоровая культура в городе была бы невозможна.
    И конечно, огромная заслуга руководителей города, которые все эти годы — на протяжении становления школы, трудных времён — не только морально, но и конкретными решениями поддерживали и поддерживают по сей день наши огромные запросы. Огромные, потому что огромное количество участников коллективов — 800 вместе с академическим хором. Это и поездки (обязательна финансовая помощь во время поездок), и костюмы, и станки, которые имеет только Московская консерватория. Конечно, всё это благодаря тёплому отношению со стороны нашего руководства и Александра Фёдоровича Морозенко, который, если есть возможность, всегда нам помогает.

    Г.Я. На концерты к вам он ходит?
    И.Я. Ходит и поёт вместе с нами. Александр Фёдорович любит петь и неоднократно это демонстрировал.

    Г.Я. Хор существует уже 45 лет. А можно представить, сколько у вас выпускников, сколько детей прошло через ваш хор?
    И.Я. Думаю, не ошибусь, если скажу, что за последнее десятилетие около трёх тысяч точно прошло. Но это труженики, а не люди, которые позанимались годик и ушли. Это не кружок, это система образования, где мы имеем полное право выдавать диплом о получении начального музыкального образования с правом поступления в любое среднее музыкальное учреждение России. И сольфеджио, и дисциплины музыкальной литературы, и два инструмента в неделю.
    Но всё равно, я считаю, образовательный процесс — это не самое главное. Потому что та аура, которая годами оседает в нашей школе, создаёт неповторимый дух, который, безусловно, благотворно влияет на любого ребёнка, приходящего к нам. И судя по тому, что они пишут и рассказывают, став взрослыми людьми, мы думаем, что главное в нашем деле даже не образовательный момент и образовательные основы, а именно воспитание просто хорошего человека — музыкально одарённого, духовно одарённого, порядочного человека, который, выйдя из нашей школы, никогда в жизни не поднимет руку, чтобы ударить, никогда не сможет жить недостойно.

    Г.Я. Как-то вы слишком категорично. Это уже идеализм.
    И.Я. Наверное, я просто имею дело с хорошими людьми, которые пишут и говорят хорошие слова. Думаю, есть и исключения. Но хочется верить, что их мало.

 Г.Я. Я тоже надеюсь. В материале «Калининградки» (от 7 июля) приводятся отзывы выпускников школы о Борисе Александровиче. Но все они, я обратил внимание, не связаны с музыкой. А вот сколько выпускников связало себя с музыкой?
    В.Ч. Наверное, большим нашим достижением является не только преемственность поколений в обучении детей, но и преемственность преподавательского состава. Потому что шестеро выпускников работают в хоровой школе «Подлипки» хормейстерами. Это как надо любить свою школу, как нужно хотеть, чтобы выбрать своей профессией преподавание пения и вернуться в родную школу работать. Наверное, волшебство хоровой школы заключается в этом. И находит своё подтверждение, что наши выпускники хотят работать у нас.

    Г.Я. А у вас бывают встречи выпускников, как в школах?
    И.Я. Такие встречи у нас бывают еженедельно по средам и по субботам, потому что академический хор бесконечно состоит из выпускников. Это во-первых. А во-вторых, не бывает такого месяца или полугодия, чтобы не присоединился кто-то из бывших выпускников. Поэтому для нас формальной встречи не существует. У нас живые настоящие встречи каждую неделю.
    В.Ч. Я бы хотела сказать больше. На те концерты, которые мы проводим в ЦДК им. Калинина четыре раза в году, наши выпускники и родители, откладывая личные дела, приходят на них, чтобы вернуться в то место, откуда они вышли — из хоровой школы «Подлипки». И поклониться, может быть, тем стенам и тем преподавателям, которые продолжают учить их детей и внуков.
    И.Ч. Родители нынешних учеников — это зачастую выпускники хоровой школы. Они уже в курсе всех традиций, которые заложены. Они приводят своих детей, а некоторые даже внуков.

    Г.Я. У меня к вам достаточно необычный вопрос. Я прихожу в вашу школу — всё замечательно. Приходишь в спортивную секцию — дети устанавливают рекорды. Приходишь в ДК — дети танцуют, рисуют. Всё замечательно. Выхожу, и меня охватывает недоумение: где те дети? Вижу на улице подростков с сигаретой, с пивом, часто с матом. Куда исчезает чудо? Как вы можете объяснить этот парадокс?
    И.Я. Конечно, 700 человек в городе — это ещё не все, и наши дети, попадая в другие места, и там вокруг себя образуют новую среду. Я точно знаю, что в школе, где учатся мои дети, они всегда в центре внимания по музыкальным соображениям. На праздниках они всегда в центре событий. И вокруг себя создают новое общество. Но процент таких детей в масштабах города не слишком велик. И если бы в своё время родители более внимательно отнеслись к досугу своего ребёнка, а не только к хлебу насущному и выбранной общеобразовательной школе, наверное, жизнь их собственного ребёнка стала бы более насыщенной и интересной. Почему-то одни родители находят возможность и развивают своего ребёнка гармонично, другие к этому относятся более спокойно или не доводят дело до конца.

    Г.Я. А есть у вас в школе дети из трудных семей, или вы только отбираете музыкально одарённых, благополучных, чтобы никаких проблем не было?
    В.Ч. Нет, мы по блату никого не принимаем. Хотя среди родителей, которые говорят: «Мой ребёнок обучается в хоровой школе «Подлипки», это значит примерно то же, что «Мой ребёнок обучается в МГУ». Это звучит гордо, престижно и придаёт определённую элитарность и статус семье. Есть такие семьи, где воспитанием ребёнка занимается бабушка, которой самой не хватает сил и здоровья. Но она приводит ребёнка на хор и понимает, что это может быть единственным спасением ребёнка в этой жизни.

    Г.Я. Вы верите и убеждены, что ваш хор как-то может социально адаптировать такого ребёнка, сделать его достойной личностью, или это как-то немножко иначе?
    В.Ч. Мы не верим, а видим результаты.
    И.Я. Есть очень грустный пример, когда в нашем хоре был тяжелобольной ребёнок, и дети моего хора («Поток») делали запись для этого ребёнка. Так, как они пели в ту репетицию, когда записывали, подобного у меня на памяти нет. Они пели с чутким пониманием того, для чего делается эта запись. Невозможно было перед ними стоять: шёл мороз по коже, катились слёзы (лично у меня). До такой степени дети, ещё маленькие, по-взрослому отнеслись к этому. И всякий раз, когда я просматривала ту запись, видела, что она несопоставима ни с одним концертом или конкурсным выступлением. Это самое настоящее. Коллективное творчество лечит душу.

    Г.Я. Любой коллектив предполагает развитие. Он живёт, когда развивается. Каковы творческие планы хоровой школы?
    В.Ч. У нас большие планы, требуется помощь со стороны города в их реализации. Мы хотим реконструировать наш концертный зал, открыть его вместе с органом. В Дубне и Красногорске уже есть органные залы.
    И.Я. Самый первый конкурс будет в октябре — поездка академического хора в Клайпеду на очень известный конкурс в Литве, где баснословное количество хоровых коллективов один другого лучше. В июле следующего года мы планируем поехать на хоровую олимпиаду в Китай.

    Г.Я. В городе принята издательская программа, в рамках которой учреждена такая серия, как «Жизнь замечательных людей». Первой из этой серии будет книга, посвящённая Борису Толочкову.

Категория: Интервью | Просмотров: 3863 | Добавил: Джин | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
omForm">
avatar

Похожие новости:



  Городской опрос
  Чат
  Комментарии - Новости
  Статистика
  ЮБиК рекомендует