Свет душевного тепла В число 39 лучших подмосковных учителей — лауреатов Президентской премии — вошла педагог из Королёва.
…Договариваясь по телефону о встрече со Светланой Ивановной Колчиной, вслушиваясь в тембр её негромкого голоса, я пыталась угадать, как выглядит моя собеседница. А увидев её, поразилась, насколько в ней всё гармонично, именно так, как я себе и представляла: светлое, открытое лицо, приятный голос, доброжелательность во всём облике. Она как-то сразу располагает к себе...
Светлана Ивановна Колчина 24 года преподаёт английский язык, 19 из них — в королёвской
гимназии №18. И все эти годы не только обучает детей лексике, фонетике и грамматике — она воспитывает в своих учениках нравственность, духовность, чувство патриотизма. Светлана Ивановна ведёт в школе предметы «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья», является руководителем методического объединения учителей г. Королёва, преподающих предметы духовной направленности. В прошлом году она стала победителем городского конкурса «Педагог года-2010» в номинации «Учитель года» и вышла в финал областного конкурса «Педагог года Подмосковья-2010». А в этом году Светлана Колчина объявлена лауреатом премии в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
— Светлана Ивановна, вы получали профессию педагога в те годы, когда государственные органы требовали формировать у детей атеистическое мировоззрение. В советское время, мягко говоря, не приветствовались даже упоминания о Боге, о духовности… Как вы пришли к тому, что наряду с английским языком стали преподавать православную культуру?
— Вера во мне от бабушки, простой русской женщины, у которой было всего 4 класса образования, но она была настолько мудрой, доброй, отзывчивой, такая любовь от неё исходила! Я слушала бабушкины рассказы, и они открывали мне мир, в который я пришла. Общение с ней было простым, но надёжным и верным путём познания Бога. Когда мне исполнилось 16 лет, бабушка умерла. Но зёрнышко веры, заложенное ею во мне, осталось на всю жизнь.
Светлана Ивановна Колчина, преподаватель гимназии №18 г. Королёва. Окончила факультет иностранных языков Ленинабадского пединститута. Педагогический стаж — 24 года. Замужем, сыну Алексею 31 год, Ивану 27 лет. Алексей закончил Тимирязевскую академию, Иван — Православный университет. Внучка Любочка (дочь старшего сына) пойдёт в этом году в первый класс.
Окончив факультет иностранных языков педагогического вуза в родном Ленинабаде, я проработала четыре года в школе, вышла замуж и переехала в Подмосковье. Родились сыновья — Алексей и Иван. Трудилась переводчиком в бюро переводов научного института города Фрязино, параллельно преподавала на курсах английского языка для инженеров предприятия. Шли годы, дети подрастали, в стране тем временем началась перестройка. Да, перестройку сейчас ругают, но нельзя не признать, что она сыграла определённую роль в истории России, для интеллигенции особенно: в те годы на нас хлынул мощный поток информации — стали издавать ранее запрещённые книги по истории, православию, философии, культуре. И я окунулась в этот поток, начала читать, впитывать в себя новые знания, погружаясь в глубину святоотеческого сокровища. Помните, у Пушкина: «Духовной жаждою томим…». То же самое происходило со мной. Я много читала, слушала и смотрела разные передачи на темы истории, педагогики, религии.
— В то время вы поменяли и место работы? — Да, как я уже говорила, несколько лет я трудилась переводчиком. Тихая, спокойная работа, но для меня она стала несколько скучноватой. Я всегда мечтала быть учителем. В 1992 году устроилась в гимназию №18 учителем английского языка. Я как на крыльях летала! Помимо преподавания своего предмета, меня тогда очень интересовало всё, связанное с темой воспитания детей. Для себя я определила, что это неразрывно должно быть связано с верой, нравственностью, духовностью. В начале и середине девяностых годов прошлого века стала ездить на различные семинары по духовно-нравственному воспитанию, международные рождественские чтения, Глинские чтения. С полученной информацией знакомила коллег в виде докладов, выступлений на педсоветах, на занятиях в школе православной культуры. В то время в ней преподавали протоиерей Сергей Дубинин, математик, кандидат технических наук Анатолий Нагорный. В нашей гимназии с разрешения городского
Комитета образования, директора и родительской общественности проводились факультативные занятия по основам православной культуры для учащихся начальной и средней школы. Я приглашала известных педагогов, священников, журналистов, среди которых были протоиереи Иоанн Монаршек, Артемий Владимиров, Дмитрий Смирнов, иерей Виктор Нестеров, профессор духовной академии Алексей Осипов, православный психолог, автор многих книг Людмила Сурова.
Постепенно я обрела поддержку в лице коллег, родителей и, что самое ценное, моих учеников. Дети стали моей главной опорой. Они слушали и слышали, помогали, участвовали в организуемых мною праздниках. Традиционными в гимназии стали рождественские и пасхальные вечера, паломнические поездки учеников, учителей, родителей. Год от года уровень их проведения становится всё выше. В 2010 году в гимназии прошло открытое школьное мероприятие для учащихся, учителей, родителей города «Праздник Рождества Христова».
— Светлана Ивановна, как ваша семья отнеслась к тому, что вы, помимо основной (и очень серьёзной!) нагрузки в школе, много времени отдавали учёбе на семинарах, а затем и преподаванию предметов православной тематики? — Семья меня всецело поддержала. Муж видел мои усилия, всегда помогал и до сих пор помогает мне в работе. Он и сам много трудится, у него очень ответственная должность (Сергей Викторович Колчин работает в Федеральном космическом агентстве). Он необыкновенно талантливый, трудолюбивый, ответственный человек. Подготовка мероприятий проходила с участием моей семьи. К примеру, к конкурсам, в которых я участвовала в последнее время, требовалось подготовить огромное количество документации (Светлана Ивановна показывает увесистую папку. — Е.Ф.) — без помощи семьи я бы не справилась. Большое спасибо и моей маме, которая меня в тот период поддерживала, — ведь сразу после уроков я ехала в Москву на семинары, возвращалась поздно вечером, а наутро — снова в школу.
Коллеги о коллеге: Ольга Анатольевна Мурашова, преподаватель русского языка и литературы гимназии №18 — Каждый, кто знаком со Светланой Ивановной Колчиной, согласится со мной: от неё идёт свет. Свет душевного тепла и доброжелательности, мира и спокойствия. Так светятся лица людей, живущих в согласии с собственной совестью… Все мы знаем, как надо жить, — и живём иначе. Знаем, как надо поступать, — и делаем наоборот. Наверное, когда исчезает это противоречие в жизни человека, в его лице и появляется свет…
Вообще, я считаю, что семья — это основа всего в нашем мире. Распадаются семьи — слабеет и государство. Несколько лет назад я вела у старшеклассников факультатив «Этика и психология семейной жизни на христианской основе», разработанный по программе Тамары Флоренской. Мы говорили с ребятами о том, что семья — это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности — добро, красоту, любовь…
— Среди современной молодёжи немало прагматиков и даже — увы — откровенных циников. Как удаётся убедить их, например, посещать занятия по «основам православной культуры» или «духовному краеведению»? — Навязывать что-то бесполезно: на уроках мы обсуждаем такие вопросы, о которых не говорят на других предметах. Главная моя задача — зародить интерес к познанию мира и к познанию самого себя. И я очень горжусь тем, что в нашей гимназии это получается.
— Как вам удаётся всё успевать — большая нагрузка по английскому языку, классное руководство, семья, огромная внеурочная просветительская работа? — Видимо, силы даются свыше. И потом, я не отделяю преподавание от воспитания. На уроках английского, например, воспитание идёт через разбор текстов, обсуждение различных проблем: нравственных, патриотических, экологических. В Год семьи я провела конкурс среди учащихся 5 — 11-х классов на английском языке. Все, кто вышли в финал, были награждены памятными грамотами.
Вместе с ребятами я веду работу по антитабачной пропаганде. Несколько лет назад мы придумали интересный проект. Организовали штаб, разбились на отряды. Каждый отряд был «вооружён» знаниями о вреде курения и агитматериалами — листовками. Такие отряды, по 7 — 8 школьников, ходили по классам и проводили антитабачную агитацию. Когда ровесники говорят друг с другом, это совсем иначе воспринимается, гораздо более действенно, чем из уст взрослого…
— В последние 3 — 4 года преподавание основ православия разрешили на государственном уровне. Теперь это не только не запрещается, но даже приветствуется… — Да, сбылась моя давняя мечта. В далёкие 1990-е, возвращаясь с конференций, я мечтала о том, что когда-то в российских школах введут уроки православия. Теперь я руковожу методическим объединением учителей по духовно-нравственному воспитанию детей. Горжусь тем, что в нашей гимназии эта работа началась в 1992 году, задолго до официального одобрения и признания необходимости этого предмета в школах.