Лариса Ивановна Толкачёва - профессиональный юрист, депутат Московской областной
Думы четырёх созывов, председатель Комитета по законности, вопросам власти и общественных связей Московской областной Думы, работает на постоянной профессиональной основе. Член партии «Единая Россия» и думской фракции единороссов.
У нас в городе ее представлять не надо, больше 10 лет, являясь депутатом от округа, в который входит Юбилейный, она бывает у нас и в трудные минуты, и в праздники. Постоянная работа, частые посещения, помощь в решении сложных проблеяв, ответственность за данные обещания, профессионализм - вот что, несомненно, привлекает к ней людей. На встречах Лариса Ивановна никогда не уходит от сложных вопросов, разъясняя положения законов, собственную позицию. Поэтому главное в отношении юбилейчан к своему депутату - доверие как профессионалу и неравнодушному человеку.
С её отношения к городу и горожанам и начался наш разговор.
- Лариса Ивановна, вы помните своё знакомство с Юбилейным? Что-то изменилось за эти годы?
-В далёком 1998 году я пришла в этот город который у меня ни с чем не связывался - кроме как с платформой и олимпийским мишкой на торце девятиэтажного дома. Пришла, посмотрела - город, люди... А люди на меня вопросительно смотрели: «Как это я, живя в рабочей Ивантеевке, могу думать, что мы друг друга поймём?»
Конечно, мы разные. Фраза «здесь учёный каждый третий» не выдумана. Но жизнь доказала - важно не где кто живёт, главное - о чём думает, и в результате - как живёт. Сейчас мне в городе замечательно дышится, легко общается, с ветеранами, учителями, просто прохожими. Люди подходят, начинают разговор, и не было случая, чтобы мы не поняли друг друга.
Я люблю Юбилейный. Мне нравится атмосфера в нём и в будни, и в праздники. Он на самом деле особенный - космический, здесь живут образованные, открытые, светлые - разные, как и везде, но в общем замечательные люди. И очень любят свой город. Любят даже те, кто вынужден в силу разных объективных причин покидать его каждое утро.
И здесь действительно есть что любить. Город растёт, развивается. У него нет возможности развиваться вширь, но у вас самые высотные дома - издалека виден флаг на крыше «Вертикали». Я вижу будущее Юбилейного, которое основано на любви жителей к городу.
- Что удалось сделать как депутату для Юбилейного за эти годы? Какие-то глобальные вопросы решать приходилось?
- Как известно, задача власти - учить, лечить и защищать, Но у власти сложная структура. Лечиться юбилейчане привыкли у себя, но финансирование здравоохранения идёт из области. Учёба - тоже в городе и не только в средних учебных заведениях (жители Юбилейного отличаются именно направленностью на образование), и здесь стандарты федеральные, а финансирование областное. «Защищать» - смотря от чего: всё что касается правоохранения - это федеральный уровень, хотя в области есть возможность на это влиять. А если «защищать» от ям, холода в домах, отсутствия воды - это местная власть. Но в жизни мы не задумываемся - кто за что отвечает, нам важно, чтобы было хорошо -комфортно - тепло, светло и уютно.
С чего начиналось? В конце девяностых бюджет рассчитывался на душу населения. А в 1992 году, после образования города, в Министерство финансов пошли устаревшие сведения, что в нём проживает всего 25 тысяч 600 человек. Везде говорили: «Это можно, изменить только после следующей государственной переписи». Очень хотелось городу помочь. Была проведена большая работа - буквально перепись по паспортным столам, жко, к которым были приписаны офицеры, вместе с Б.И. Голубовым нам удалось доказать Минфину и другим структурам, что в Юбилейном 31 тысяча 107 жителей. Разница в 5000 человек -это существенная прибавка к бюджету.
В 2003 году началась реформа местного самоуправления. А в Законе, вступавшем в силу в 2005 году, написано: «Не может одно муниципальное образование находиться внутри другого». Этим конкретно занимался наш комитет, и сразу стало ясно - надо добиваться, чтобы у Юбилейного «был выход к морю». Мы его организовали (хотя и в виде узкой полосы), и сегодня уже нельзя говорить о замкнутости города, но нужно о самостоятельности и самодостаточности.
Ещё в конце девяностых встал вопрос о необходимости финансовых резервов (на всех уровню) на случай непредвиденных обстоятельств для непосредственной помощи на месте. И тогда появились средства, которые каждый год закладываются в бюджете. Они небольшие, но их направление согласовывается депутатом в конкретном городе для решения самой важной проблемы.
На эти средства в городе проводились ремонты в учреждениях-образования, покупались компьютеры и интерактивные доски. Из этого же источника оказывалась материальная помощь жителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Например, на операции или жизненно необходимые лекарства стоимостью несколько десятков тысяч рублей и т.д. Конечно, не все, но кто обратился, на протяжении нескольких лет (кроме 2010 года, когда из-за кризиса и его последствий прервалась эта традиция) получали материальную помощь прямо в городе а соцзащите (где и определялась ее необходимость).
- Все эти годы Вы регулярно проводите депутатский приём. С чем приходят люди?
- Приём ведётся постоянно, а вопросы меняются год от года. Когда-то это была установка стационарных телефонов, потом очередь на жильё, которая не двигалась. Теперь этого нет, но приходят с жалобами на неправильно подсчитанные тарифы, непроведённый ремонт или с вопросом: «Почему заняли подвал в нашем доме под спортивный клуб?» и т.п. И вот уже приём превращается в консультацию и разъяснительную работу. К сожалению, не все люди, вероятно, удовлетворены ответами, полученными в виде разъяснений и консультаций. Я всегда говорю: «Это гражданин может делать всё, что не запрещено, а орган власти - только то, что может - что предписано законом». Потому вмешиваться с уровня области в компетенцию и деятельность органов местного самоуправления у нас нет никакой возможности, если мы стремимся к жизни в правовом государстве.
Именно правовых знаний не хватает людям сегодня. Например, когда они не могут привлечь управляющую компанию (как бы она ни называлась - даже если это МУП «ЖКО»), чтобы она отчитывалась за каждый полученный рубль. Не Администрация должна это проверять, а именно жители, потому что они платят из своего кармана. И если что-то не так, то это их прямой убыток, им причинён материальный вред. Это трудно приживается даже в таком образованном городе как Юбилейный. Потому что перед тем как считать, надо понять, что изменилось.
Раньше депутат мог направить запрос в Администрацию: «Разберитесь», а сейчас после приёма мне приходится направлять запрос в управляющую компанию - организацию, которая отвечает именно за это: спрашивать с каждого можно только то, что он делать должен.
Очень разные индивидуальные обращения: обмен квартиры на квартиру с балконом, потому что в семье есть инвалид; использование подвала многоквартирного дома; возможность получения дачного участка и т.п. При этом можно решить только то, что действительно имеет решение. Тем более сейчас, когда с земельными участками особенно трудно, т.к. земли в городе нет, и при этом стоит проблема обеспечения многодетных семей земельными участками. Мы приняли областной закон, но в ближних районах земли нет (тем более для дач), а в дальние, такие как Клин или Талдом никто не хочет ехать. В общем, все это непросто. Просто только говорить: «Всё плохо». Надо думать, делать, и тогда получится хорошо
- Вы возглавляет Комитет по законности, вопросам власти и общественных связей Московской областной Думы. Расскажите об этой работе.
- Сегодня многое подвергается критике. А как можно не критиковать, если действительно есть и головотяпство чиновников, и волокита рассмотрения документов, и недостатки законодательств. На мой взгляд, это следствие того, что каждое ведомство, готовя свой проект закона, не всегда до конца видит, как отразится на людях его исполнение. Человек приходит в различные ведомства, а там сталкиваются законы, принятые б разное время, но не согласованные между собой. Например, чтобы подтвердить собственность, нужно продублировать документы в нескольких органах.
Поэтому наша самая главная задача (задача представительных органов всех уровней - на местах, в области, в государстве) - законодательное обеспечение жизни, то есть установление всех правил сверху донизу. Здесь обязательно кто-то должен работать, хотя бы для того, чтобы таких нестыковок было меньше, чтобы не принимать популистские законы.
Ещё раз скажу: «Критиковать легко». Только один пример. Да, пенсии малы. И предлагают в листочках «Народный референдум» строку «...увеличим в 3 раза (а можно написать а 10 раз) и воем раздадим». Вопрос - что мы будем раздавать? Помните, заработная плата в конвертах (ещё недавно так получали многие), когда отчисления в Пенсионный фонд были катастрофически малы. Но только эти средства можно раздать, А если учесть демографию - много лет рождаемость падала. У нас в области средний возраст жителей постоянно растёт, пенсионеров сегодня больше трёх на одного работающего. Это проблема не только наша, но и многих государств, где повышают и уже повысили возрастной порог ухода на пенсию. Но в то же время, надо сказать, что и в законодательстве не всё кажется справедливым. Реформы наслаивались одна на другую, и иногда пенсии разные просто потому, что человек «ушел на пенсию в неудачный год». Как это изменить и всё учесть? Для этого встречаюсь с избирателями, узнаю и вникаю в проблемы. Вот это знание вместе со знанием законов и должно помочь подготовке такого нормативного акта, который необходим в конкретной ситуации и был бы ещё непременно обеспечен финансами. Потому что самая замечательная норма тоже требует обязательных расходов.
Поэтому я хожу на эту работу - 4 дня в неделю в Думу и один день работаю в округе. Это не значит, что проблемы округа не волнуют меня в те 4 дня. я получаю (благо теперь есть такая возможность) все обращения в режиме онлайн, когда необходимо решить что-то срочно, когда обсуждается бюджет. Но и в самой Думе тоже постоянно идёт работа.
Каждый депутат - член профильного комитета. я председатель Комитета по законности, вопросам власти и общественных связей, в котором сходятся все вопросы законодательства, сферы органов и деятельности власти (например, реформа местного самоуправления), выборов (с них почти всегда власть начинается). а к этой сфере по Конституции относятся и вопросы нотариата, адвокатуры, правоохранительной деятельности, прокуратуры. Мы согласовываем назначения прокуроров, назначаем мировых судей. Рассматриваем проблемы наших правоохранительных органов. Например, в связи с реформой сейчас надо изменить всё законодательство, где есть хоть какая-то косвенная ссылка на милицию. И не всегда это сводится к тому, чтобы заменить одно слово на другое, потому что изменились полномочия, численность и т.п.
Я могу приводить множество примеров. Кроме этого мы рассматриваем все проекты законов по профилю (и если это предмет совместного ведения), приходящие из Государственной Думы, выносим ив обсуждение после первого чтения, готовим необходимые на наш взгляд поправки.
Рассматриваем законодательные инициативы местных Советов. Например, Ногинский Совет депутатов прислал инициативу по изменению Закона «О воинской обязанности и военной службе», где предлагается записать не «обязанность», а «священный долг и почётная обязанность», как это было раньше. И изменить существующий порядок, чтобы каждый сам в 18 лет прибывал в военкомат, а иначе - ответственность. Конечно, идея в этом есть: и откликнувшиеся ветераны - «за», а матери призывников - «против». А теперь мы должны широко обсудить эту инициативу и принять решение: стоит ли это предложение направлять уже в Госдуму.
Или сложная проблема - борьба с наркотиками. Был проведён «круглый стол» с участием многих органов и общественных организаций которые этим вопросом занимаются. Но в законе возможности общественных организаций никак не прописаны. Мы провели мониторинг российского и областного законодательства и в областной закон включили статью о правах негосударственных организаций в борьбе с этим злом.
Уже 10 лет мировой юстиции - все привыкли, что в большинстве случаев надо обращаться к мировым судьям. А Закон о порядке назначения и их деятельности мы создавали с чистого листа И сейчас каждую среду обсуждаем кандидатуры мировых судей - повторно, потому что мы не назначаем их пожизненно или вновь, потому что люди уходят в федеральные суды, уезжают из своего города,уходят, к сожалению, в мир иной. Поэтому на 318 мест за эти годы мы назначили уже около 1000 человек. И это тоже работа.
И совсем другой вопрос. У многих муниципальных образований уже есть гимны. И они каждое своё мероприятие начинают с его исполнения. Но мы же ещё и государство - поэтому вначале обязателен гимн РФ. А в области гимна нет, а города сразу после государства не бывает! Поэтому в области мы работаем над Законом о гимне, и если будет объявлен конкурс на его создание, то надо будет прослушать всё музыкальное сопровождение
Это только малая часть того, чем мы занимаемся. Не хватит газеты целиком, чтобы рассказать обо всём. Но работать в Думе интересно, не скучно и не может надоесть, потому что одна и та же проблема каждый раз имеет свои нюансы. Например, сейчас не хватает детских садов, но мы же помним, когда они были лишними... Значит надо планировать и на уровне городов, и на уровне области. в государстве можно не учесть чего-нибудь, допустить ошибку, но не иметь перспективного видения невозможно.
Одним словом, депутат - это работа. и она ничуть не легче работы учителя, врача, экономиста. Также требует специальных знаний.
А ещё я участвую в работе множества комиссий: геральдической, по профилактике правонарушений, антитеррористической при Губернаторе; в Совете по госслужбе, который создан в области, и ещё в десятке других, к тому же, я - член коллегии нескольких министерств. Но мы не «прозаседавшиеся» по Маяковскому - организация процесса такая, что требуются и рабочие группы, и комиссии. Поэтому если кто-то полагает, что пришел депутат, ему кто-то что-то готовое выдал, он на кнопочку нажал, повернулся и поехал домой на служебной машине - то нет. Времени на всё мало. А машина только для того, чтобы быть мобильнее, потому что все проблемы округа должны быть тебе известны; а ещё есть область, и на её территории мне должны быть известны проблемы по профилю.
Составляю план на день, на неделю, на месяц - дольше не получается, потому что обилие всего, что мы только слегка задели, предусматривает и какие-то срочные встречи, поездки, заседания. Вот это собственно работа.
Наш «небольшой разговор» длился больше часа, но, конечно, не затронул многие стороны деятельности депутата.
«Всё будет хорошо, - закончила Лариса Ивановна с уверенностью. - Я верю в светлое будущее вашего города и думаю, что Юбилейный будет обязательно отмечен на карте звёздочкой. У вас ведь такая молодёжь». А еще у нас ТАКОЙ депутат. И в этом мы сделали правильный выбор.
Беседовала: Елена Моторова