Современные педагогические технологии в деятельности классного руководителя» - этой теме был посвящён марафон городских методических семинаров, организованный Учебно-методическим центром.
Классных руководителей младшей, средней и старшей школы гостеприимно приняли школы № 2, № 1 и лицей № 4. Необходимо отметить продуманность и качественную организацию семинаров, в чём проявилась большая подготовительная и обобщающая работа методистов УМЦ и особенно руководителя городского методического совета Н.А. Королевой.
Каждая школа представила одну из педагогических технологий, раскрыв не только её теоретическую основу, но и опыт практического воплощения. На всех семинарах педагоги школы № 2 представляли технологию «Коллективного Творческого Дела» — социальной деятельности детской группы, направленной на создание нового творческого продукта. Теоретическую основу подробно описала И.Н. Магрицкая, а об использовании данной технологии в младших классах рассказали Н.И. Кисель — «Познавательное КТД «Помощники Айболита» — практикум по оказанию первой медицинской помощи» и Л.А. Янковская — трудовое КТД «Библиотечка малышам». Хорошие результаты даёт коллективная трудовая деятельность на этапах средней и старшей школы. При этом меняется и роль учителя — он может быть лидером, ответственным за часть КТД, председателем Совета дела, членом Совета дела, членом жюри или даже гостем. Конкретные творческие дела представили А.С. Фоминская — «Литературный юбилей Сергея Есенина», Т.Е. Пау-това — деятельность клуба ЮИД, Е.В. Хаустова — «Марафон Воинской славы к 65-летию Великой Победы», И.В. Костюкова — КТД в работе школьной пресс-службы.
Педагоги гимназии № 5 на семинарах обратили внимание на игру, как метод воспитания и обучения, и технологию внеклассной работы. Именно игра даёт широкую возможность для раскрытия самостоятельности и творчества ученика. Причём её виды могут быть различны, а часто и уникальны. Так Н.Н. Хоменко — классный руководитель 4 класса, провела со своими учениками поход, который действительно стал для всех большой игрой-путешествием по маршруту со станциями «скорая помощь», «спортивная», «юный путешественник», «шифровальная», «палаточный городок». Г.Т. Пугачёва поделилась опытом игры-драматизации, которая вписывается в создание классного театра и даёт прекрасный результат — постановку сказок. О применении игровых технологий в средней школе рассказали И.И. Кондрашина, Н.А. Руднева, Л.А. Смирнова.
Теорию и использование анкетирования на семинарах представили педагоги лицея № 4. Об особенностях её применения в младших классах во внеклассной работе, проектной деятельности, в психологических играх-тренингах рассказали Н.Н. Силенко, Е.О. Фаловская, Н.Д. Телепина. Г.В. Каменева и Н.И. Самсонова поделились опытом психолого-педагогической диагностики в деятельности классного руководителя. Н.А. Васильева затронула сложный вопрос этических аспектов при проведении анкетирования. Очень интересными были доклады на семинаре классных руководителей старших классов Н.А. Панфилова — о теоретических основах анкетирования и Е.С. Соловьёвой — о практических результатах анкетирования в старших классах. Особенно обсуждались данные, полученные по результатам проведённых опросов. Так 88% респондентов — учеников 7—10 классов проводят свободное время за компьютером, заменяя этим общение со сверстниками, посещение музеев, театров, секций и кружков. Любят читать художественную литературу 6% опрошенных. Самыми популярными книгами у учеников 8—11 классов стали «Гарри Поттер», «Метро», «Сталкер», «Сумерки», «Властелин колец», а среди популярных писателей — Блок, Есенин, Булгаков, Улицкая, Донцова, Коэльо, Толки-ен, Вильмонт, Дюма. Школьную литературу в сжатом изложении читают 74% учеников! «Чего жду от школы?» — хорошего образования 85%, «учитель должен быть...» — справедливым — 91%, «что жду от учителя.» — знаний — 98%, доброты — 94%, «мой учитель не должен быть.» — грубым, злым — 96%, «что главное в жизни» — взаимоотношение в семье — 93%, карьера — 78%, материальное положение — 74%, здоровье — 62%, любовь — 57%, друзья — 55%, образование — 50%. В лицее проводятся десятки подобных опросов, которые дают уникальную возможность понять и оценить ситуацию. И ещё очень интересное наблюдение: анкеты показывают не только ответы на конкретные вопросы, но и грамотность учеников. Так часто в ответах встречаются «преключения», «гирой», «гречиская мифология», «тренир», «мошины», «принс» и многое другое. Есть над чем задуматься не только классным руководителям, но и всем взрослым.
Представители гимназии № 3 проанализировали и поделились опытом применения технологии совместного планирования жизнедеятельности в классе. Как отметила в своём выступлении А.М. Пустова-лова, в планировании участвует не только классный руководитель, но и коллектив учащихся, родителей и друзья классного сообщества. Обязательна предварительная работа, чтобы исключить необоснованные примитивные повторяющиеся предложения. Об отдельных этапах и элементах совместного планирования, таких как «забор предложения», аукцион идей, журнал-эстафета, дискуссия, защита проектов плана, почтовый ящик, банк идей и предложений, рассказали С.Н. Шибаева, Г.М. Мигунова, Н.П. Есетова.
Очень важный вопрос широкого применения здоровьесберегающих технологий рассмотрели в своих выступлениях педагоги школы № 1. О важно -сти разговора о здоровье говорят приведённые цифры: только 5% выпускников школ — здоровы, 25% имеют отклонения при поступлении в школу, 50% теряют здоровье в начальной школе. Особый интерес вызвало выступление И.В. Ерёминой, которая рассказала и показала упражнения для развития умственных способностей (таких как «шапка для размышлений», симметричные рисунки), для психологической релаксации («лимоны», «надоедливая муха»), психомышечной релаксации («черепаха», «вязкая лужа»), привела данные о звукотерапии (например, звук «Ю» — снимает мышечные спазмы, а звук «Н» активизирует творческие способности), представила формулы вычисление индекса здоровья. Что должен делать классный руководитель, чтобы сохранить и укрепить физическое, нравственное и психологическое здоровье учащихся в младшей и средней школе, говорили в своих выступлениях В.В. Порфирьева, А.А. Сумкина, Н.М. Иванова.
Подводя итоги прошедших семинаров, все участники подчёркивали важность таких мероприятий. Главное — это прямое знакомство («теперь знаем, к кому пойти поучиться»), серьёзный обмен опытом, получение знаний и теоретических основ для работы, взаимоподдержка и помощь не только в замкнутом пространстве одного учреждения, но и в городском образовательном пространстве в целом, повышение общего уровня педагогического мастерства. Выигрывают все и особенно наши дети.
Источник: газета "Спутник"