Александр Сергеевич ГАВРИЛИН уже шесть лет руководит спортивным комплексом, принадлежащим 4 ЦНИИ Минобороны России. Капитан первого ранга в запасе, 34 года прослуживший в Вооружённых Силах РФ, из них более семи лет на военном сторожевом противолодочном корабле, он по праву относит себя к ветеранам военной службы. Поэтому ему особенно не по душе видеть, как, не разобравшись в сути происходящего, бывшие военнослужащие поддерживают лозунги, выдвинутые некоторыми членами Администрации и Совета городских депутатов, гласящие: «Отберём бассейн у Министерства обороны так же, как отобрали в муниципальную собственность бывший ГДО!» Он убеждён, что если от запущенного ГДО Министерство обороны избавилось как от бесполезного для себя объекта, то в отношении недавно отремонтированного спортивного комплекса, наполненного новейшим современным оборудованием, возникает история совсем другого толка.
— Александр Сергеевич, давайте напомним читателям, почему с 14 февраля текущего года спорткомплекс был закрыт для посетителей.
— В соответствии с директивой Министра обороны, с 14.02.12 г. весь персонал спортивного комплекса сокращён в связи с организационно-штатными мероприятиями, в результате которых 4 ЦНИИ Минобороны России получает статус федерального бюджетного учреждения. По причине временного отсутствия юридически ответственного персонала, оказание услуг спортивного характера прекращено.
На сегодняшний день все здания и сооружения спортивного комплекса остаются в собственности Министерства обороны. В то же время должностными лицами ОАО «Славянка» нам рекомендовано впредь не оказывать услуги спортивного характера юридическим и физическим лицам, не относящимся к Министерству обороны, поскольку в этом усматривается нецелевое использование средств, выделенных на оплату коммунальных и других эксплуатационных расходов по содержанию спортивного сооружения.
— Поясните, пожалуйста, популярнее, о чём идёт речь.
— В настоящее время плательщиком за коммунальные услуги, оказываемые спорткомплексу, является ОАО «Славянка» и другие учреждения. Это организации, выигравшие тендер на обслуживание подразделений Министерства обороны, которым по утверждённым лимитам выделяются средства на оплату расходов спорткомплекса по электроэнергии, водоснабжению, отоплению и так далее.
Для бассейна было крайне необходимо обслуживать жителей города, поскольку средства от оплаты ими спортивных услуг расходовались на поддержание спорткомплекса на современном уровне. Для ОАО «Славянка» оплата коммунальных услуг стала безвозвратными потерями, по сути, тратами на тех, кто не имеет к Министерству обороны никакого отношения, иными словами, нецелевым расходованием средств.
Разрешение на оказание услуг спорткомплекса юридическим и физическим лицам, не имеющим отношения к Министерству обороны, — вопрос, требующий в настоящее время серьёзной проработки всеми заинтересованными сторонами.
— А выжил бы спортивный комплекс без средств от обслуживания всех желающих?
— Бассейн введён в строй в 1971 году. Более 30-ти лет в нём не проводилось ни капитального, ни текущих ремонтов; не было обновления или замены оборудования. Вышестоящими инстанциями выделялись средства только на зарплату персоналу и на оплату услуг ЖКХ. И только в 2006 году, после всестороннего обследования состояния всех систем и оборудования бассейна, командованием 4 ЦНИИ были приняты решения: о безотлагательном комплексном ремонте бассейна и спортзалов, а также о замене оборудования. В противном случае, через год—два эксплуатировать бассейн стало бы невозможно. Известны случаи, такие, как, к примеру, в городе Твери, когда в бассейне, подобном нашему, из-за ненадлежащего ухода треснула чаша. В итоге бассейн прекратил существование. И случилось такое всего лишь года два — три назад.
Все 6 лет, пока я являлся начальником спорткомплекса, годовые планы ремонта, утверждаемые командованием 4 ЦНИИ, неукоснительно выполнялись, а в соответствии с планом на 2011 год, нам были выделены средства, позволившие полностью завершить ремонт чаши бассейна и всех спортзалов. Всё обеспечение работ, подбор подрядчиков, закупка материалов, контроль качества выполнения заданий проводились персоналом спорткомплекса, а также службами института при постоянном внимании командования. Практически все средства, поступившие от горожан, в конечном итоге, были потрачены на улучшение качества услуг.
— Отмечая улучшение качества услуг, что вы имеете в виду в первую очередь ?
— Приступив к работе, я стал разбираться в том, как же обрабатывается вода. Выяснилось, что для этого использовался способ, придуманный американцами ещё во Вторую мировую войну, когда для питья им надо было оперативно очищать воду в любом доступном болоте. Сегодня у нас работает станция водоподготовки немецкого производителя, установлены новые фильтры. За сутки вся вода пропускается через них четыре раза. 600 м3 воды в чаше ежедневно обновляются и подогреваются добавлением 20-ти тонн свежей горячей воды, таким образом, за месяц вода заменяется полностью. Важно, что последние два года мы сливаем воду малыми порциями, а раньше 4—5 раз в год полностью сливали бассейн, а это очень дорогое удовольствие! Кроме того, теперь вода обрабатывается специальной жидкостью: она практически не имеет запаха, не вызывает аллергических реакций у посетителей. Специальные средства используются и для понижения жёсткости воды. Регулярно проводится очистка фильтров.
К этому надо добавить, что мы полностью поменяли плитку, вместо стальных труб поставили пластиковые, изменили весь облик бассейна: перестроили главный вход, установили стеклянные витражи и многое другое.
Словом, последние два года у нас просто идеальная вода, а бассейн никогда прежде не был в таком хорошем состоянии, как сейчас. К нам шли все желающие, и благодаря этому, мы постепенно предоставляли им же всё более качественные услуги.
Хочу добавить, что кроме бассейна мы имеем профессиональный теннисный корт высшего класса с профессиональным покрытием «HARD» для большого тенниса. На нём тренировались: член сборной России по теннису Игорь Андреев и наша землячка Мария Кириленко, которая входила в первую десятку ракеток мира. Переориентировать его на другие виды спорта было бы настоящим варварством.
— При доступных ценах на услуги, сумма денежных средств, собираемых с посетителей, наверное, несравнима с затратами на содержание спорткомплекса?
— Я успел изучить специфику эксплуатации бассейна и хорошо понимаю, во что она обходится. Для городского бюджета это стало бы тяжёлой дополнительной нагрузкой. Для бассейна лишь только химические средства для обработки воды, моющие средства и расходные материалы обходятся примерно в 500 тыс. рублей в год. Коммунальные платежи за весь спорткомплекс достигают 5 млн рублей в год. К этому надо добавить и другие эксплуатационные расходы, это ещё столько же. А от посетителей за год поступает примерно пятая часть всех эксплуатационных расходов. Так что судите сами.
— Но ведь если бассейн закрыть для массового посещения, он станет ещё более нерентабельным!
— Действительно, ограничением на посещения много не сэкономить. Я не раз говорил и разъяснял это заинтересованным должностным лицам. Независимо от того, пришёл ли в бассейн один посетитель или целый полк, должно быть подготовлено и обработано 600 кубометров воды. Эксплуатационные расходы по воде в чаше никак не сэкономить, по отоплению и освещению тоже. Разве только расход воды в душевых, но по самым оптимистическим оценкам эта цифра составляет до 16% от общих затрат.
— А каков опыт решения возникшей у нас проблемы в других городах Подмосковья?
— Есть данные, что в Ногинске, Загорске, Монино одни спорткомплексы остались у прежнего собственника, другие переданы в собственность клубу ЦСКА, а где-то такие подразделения, как «Славянка», заключили прямые договора, и плата за услуги со стороны гражданского населения напрямую поступает на возмещение коммунальных затрат.
— Как по вашему решится судьба вверенного вам спортивного учреждения?
— Дальнейшая судьба спорткомплекса в настоящее время находится в руках командования 4 ЦНИИ. Никаких переговоров ответственными должностными лицами о передаче или продаже спорткомплекса в чьи-либо руки не ведётся. Руководство института не на словах, а на деле предпринимает все меры, чтобы во втором полугодии 2012 года весь спорткомплекс заработал в прежнем режиме.
Смена собственника теоретически возможна внутри Министерства обороны, но, думаю, что, скорее всего, мы останемся при 4 ЦНИИ Минобороны России. Более двухсот офицеров служат и состоят в нём на военном учёте. Все они обязаны заниматься физподготовкой, а для этого должен работать спорткомплекс.
Что касается возобновления услуг для жителей города, я считаю, что в данном случае умение завоёвывать доверие и строить хорошие деловые отношения на благо горожан — задача для власть имущих. Городским посетителям не важно, кому принадлежит бассейн, им надо, чтобы там было безопасно, комфортно и достаточно дёшево. Думаю, многое зависит от того, насколько Администрация города, Совет депутатов захотят вникать в суть проблемы и договариваться с командованием 4 ЦНИИ Минобороны России и ОАО «Славянка» с учётом интересов всех организаций и каждого посетителя. В то же время разжигание некоторыми «штатскими» митинговых страстей под лозунгами: «Отобрать!» и «Передать!» очень смахивает на антиармейские кампании начала 90-х, что вызывает удивление и выглядит полнейшим диссонансом на фоне того внимания, которое сейчас уделяется Вооружённым Силам РФ.
А пока для присмотра за спортивным комплексом и обеспечения в дальнейшем восстановления его работоспособности мы остаёмся на своих местах: ежедневно контролируем состояние зданий. Естественно, в сложившейся ситуации, вода из чаши бассейна полностью слита. А ведь она у нас — просто сокровище! Представьте себе, 600 тонн обычной питьевой воды из крана при наполнении бассейна будет выглядеть как мутноватая, зеленоватая жидкость, а в нашем бассейне во всех измерениях — она была абсолютно прозрачна!
— Жаль, что не довелось мне, да, наверное, и многим другим горожанам поплавать в такой воде...
— Надеюсь, в дальнейшем нам удастся работать для всех желающих! Откроемся — приходите!
— Спасибо за надежду!
См. также: обсуждение ситуации с бассейном на форуме
Источник: газета "Спутник"