Максим Сураев - уважаемый человек. Лётчик-космонавт РФ, 104-й космонавт России и 506-й космонавт мира, Герой России, член Общественной палаты Московской области и глава Штаба общественной поддержки Андрея Воробьёва в период выборов Губернатора Подмосковья. Это человек, мыслящий нестандартно. Его блог в период полёта признан самым интересным и весёлым из блогов космической тематики одновременно американским журналом и отечественным телеканалом «Россия-24».
Свой первый полёт в космос он совершил в качестве командира космического корабля «Союз ТМА-16» и члена 21-й и 22-й основных экспедиций на МКС с 30 сентября 2009 года по 18 марта 2010 года.17 февраля Максим Викторович был делегирован региональной Общественной палатой в состав Общественной палаты Российской Федерации. Вскоре после этого наш корреспондент побеседовал с Максимом Викторовичем о судьбах отечественной космонавтики и ставшего ему родным Подмосковья.
— Добрый день, Максим Викторович. Вы относитесь к тому поколению космонавтов, полёты которых считались уже обыденным делом. Но, тем не менее, в космосе побывали единицы. Между видом Земли из космоса на фото и вживую есть разница?
— Описать разницу в ощущениях сложно, это всё равно, что смотреть на фото музыкантов симфонического оркестра и пытаться себе представить, какую музыку они в этот момент исполняют. Это совсем не то же, что слушать музыку вживую. Когда находишься в космосе, ты не только понимаешь, что наша планета — это единый живой организм, ты ощущаешь это. Космическое знание, даваемое пребыванием в космосе, сильно отличается от ныне модной парадигмы глобализации, которая во главу угла ставит экономику потребления. Мне представляется, что ценности нового века должны включать в себя как наследие гуманистической европейской традиции, так и философию русского космизма.
— Как получилось, что Вы стали членом Общественной палаты Московской области?
— В последнее время ситуация с участием общественности в поиске и принятии решений по вопросам регионального и муниципального развития кардинально изменилась. Во-первых, принят целый ряд законов, которые легимитизируют общественное мнение в таких процессах как разработка законодательных инициатив, формирование генеральных планов, разработка стратегий развития территорий и много другого.
Во-вторых, мы как граждане стали проявлять более активную позицию в отношении городских проблем и выработали соответствующие навыки — как множество противоречивых точек зрения, разнообразных предложений привести к общему знаменателю. Поэтому, когда я получил предложение о членстве в Общественной палате Московской области, я воспринял это как шанс внести личный вклад для позитивных изменений в нашей повседневной реальности.
— Как Вы считаете опыт, полученный в ходе руководства Штабом общественной поддержки, пригодится вам для работы в Общественной палате РФ?
— Я считаю, что работа в Общественной палате Подмосковья, как и в Штабе общественной поддержки, стала для меня своего рода копилкой опыта, источником практических знаний о работе общественных механизмов. Кроме того, я был председателем Совета депутатов в Ногинске. Этот опыт помог мне изнутри узнать о проблемах местного самоуправления, о вопросах, которые стоят перед муниципальными образованиями, о таких далеких от космоса сферах, как жилищно-коммунальное хозяйство, соцзащита, системы здравоохранения и образования.
Весь этот опыт будет, безусловно, востребован при обсуждении проблем общероссийского уровня. Тем более, что вскоре полномочия общественных палат в регионах ещё более расширятся, и во исполнение поручений Президента, содержащихся в послании Федеральному собранию, они получат право на проведение «общественной экспертизы», обсуждения на стадии «нулевого чтения» проектов общественно значимых нормативно-правовых актов.
— А как Вы думаете, действующая модель местного самоуправления эффективно реализуется на местах?
— С точки зрения экспертов и муниципальных управляющих, сама модель имеет ряд изъянов: прежде всего, это недостаточное финансовое обеспечение развития территорий, множество необоснованных бюрократических запретов и постоянный рост чиновничьего аппарата. И в этом случае само словосочетание «местное самоуправление» теряет своё первоначальное значение и предназначение. Хотя, когда в 2003 году принимался закон о местном самоуправлении, намерения были самые благие — способствовать консолидации местных сообществ, вовлечению населения в процесс принятия управленческих решений, нахождении новых драйверов развития территорий. Безусловно, требование о внесении поправок в закон № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до марта 2014 г, является актуальным. И новая модель предполагает более широкий масштаб реализации модели базисной демократии, то есть большее число представителей общественности будут вовлечены в управление своей территорией.
— Вы являлись главой предвыборного штаба Губернатора Андрея Воробьёва. Что Вы вынесли для себя из этой работы?
— Участие в выборах позволило увидеть широкую палитру общественных и гражданских активистов, множество людей, которые болеют за свою территорию и свой муниципалитет. Особо хотелось бы отметить, что прошедшая кампания позволила выявить огромное количество накопившихся проблем, которые невозможно решить без системного подхода. Особенно это касается поселений с небольшим количеством жителей. Именно в связи с этим был запущен (во исполнение указаний Президента по необходимости проведения муниципальной реформы) процесс реорганизации муниципальных образований Московской области.
Поэтому по результатам заседания Высшего Совета при Губернаторе, состоявшегося 1 ноября прошлого года, были подготовлены поручения главам муниципальных образований и органам муниципальной власти о выработке предложений по повышению эффективности муниципального управления. Краеугольный камень — программа по объединению населённых пунктов Московской области, составляющих единую агломерацию. Де факто это единые города, которым существование двух отдельных администраций создаёт препятствия для градостроительного развития, создания единой транспортной системы, системы ЖКХ и прочего. Да и просто дешевле бюджету содержать не две администрации, а одну.
— А как вы относитесь к возможному объединению двух центров космической отрасли — Юбилейного и Королёва?
— Как космонавт я отношусь неравнодушно и к Королёву, и к Юбилейному! Потому что это города космической славы, в которых велась основная работа по развитию ракетных и космических технологий, города, которые столько сделали для завоевания нашей страной лидирующих позиций в освоении околоземного пространства. Сейчас нашим Правительством взят курс на серьёзное реформирование индустрии и науки, работающих на космос, на возвращение нашей стране утраченного первенства. И, конечно, я убеждён, что объединение придаст новый импульс реализации научно-технологических потенциалов обоих научных центров. Создание на базе двух городов-соседей единого центра космической отрасли позволит наиболее полно реализовать потенциал исследовательских институтов и научно-производственных объединений, сохранить ту «космическую ауру», которая была отличительной чертой этих городов.
— А какие новшества могут появиться в Большом Королёве после объединения, по Вашему мнению?
— Прежде всего — это новые возможности развития данной территории как наукограда. И как член Общественной Палаты я надеюсь, что в Большом Королёве будут реализованы все возможности участия общественности в развитии нового города.
— Спасибо!
Беседовал Денис Коваленко
Источник: газета "Спутник"