В Подмосковье должна быть проведена масштабная административная реформа. Об этом на одном из недавних совещании в Доме правительства сообщил Губернатор области Андрей Воробьёв. Речь идёт об укрупнении поселений и даже целых районов. Тема объединения двух городов-соседей — Королёва и Юбилейного — в последнее время активно обсуждается в СМИ и на просторах Интернета. Об этом и многом другом мы поговорили с Главой города Юбилейного Валерием Кирпичёвым.
Главное — тепло в домах и завершение строительства— Валерий Викторович, грядущая административная реформа сейчас является одной из самых обсуждаемых тем. Каково Ваше отношение к проводимым преобразованиям?— Для меня как Главы города на сегодняшний день наиболее важными вопросами являются два. Первый — окончание работ по замене теплосетей (к сожалению, подрядчики с большим опозданием приступили к работам, так как не смогли заранее закупить трубы). Для нашего города, где теплосети в плохом состоянии, их замена жизненно важна. Да, мы предпринимаем все усилия, чтобы при осуществлении врезки новых труб в сеть работы были проведены максимально быстро, но придётся немного потерпеть. Причина – в сложности технологического процесса нового запуска, время подачи тепла варьируется от 8 часов до 2 суток.
Второй по важности вопрос — окончание строительства нового детского сада. Оно сейчас ведётся ударными темпами (на площадке работают до 100 человек), но время подрядчиком катастрофически упущено. Напомню, что детсад должен быть готов к сдаче ещё 1 октября. Кроме того, необходимо завершить работы по замене кровли в школе № 1, но подрядчики постоянно меняют свои бригады и также задерживают выполнение работ.
Убеждён, что для жителей эти вопросы гораздо важнее, чем чиновничьи игры по реформам.
Что касается вопроса о реформе, отмечу следующее: реализация ФЗ131 «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» показала, что оправдались негативные оценки этого закона, которые давались ещё при его принятии, особенно в части раздела полномочий органов местного самоуправления (МСУ) — муниципальных районов и городских и сельских поселений. Дело в том, что наиболее полный круг вопросов местного значения исполняется МСУ именно в городских округах. И это число полномочий постоянно растёт. Если в 2003 году их было чуть более 20, то сейчас перевалило за 40! При этом и в других законах органам местного самоуправления также предписывается немало полномочий, которые не определены в основном законе (ФЗ131). И при этом тоже очень важно, что эти дополнительные полномочия никак не обеспечены дополнительным финансированием. А это прямое нарушение основных принципов организации местного самоуправления: если дали полномочия или вменили в обязанность что-то — обеспечьте, пожалуйста, финансирование. Почему-то на всех уровнях государственной власти при принятии таких решений практически не задумываются об обеспечении их финансирования.
Как разделить полномочия?В то же время полномочия между органами МСУ городских поселений в районах и органов местного самоуправления самих районов «плавают» от одного органа МСУ к другому (от района к городу и наоборот), и население в таких случаях просто не понимает, куда же обращаться? Например, к властям города Пушкино или Пушкинского района? Как неоднократно отмечал Губернатор Андрей Воробьёв, особенно это проявилось в Солнечногорском, Каширском, Можайском и других районах. Это ещё не всё. Проявился и тот факт, что на территории некоторых поселений собирается столь мало налогов, что невозможно профинансировать за их счёт работу администраций этих поселений. Раз нет денег даже на органы местного самоуправления — как они могут работать и решать вопросы местного значения? Поэтому в некоторых районах органы местного самоуправления пошли на следующие шаги. Они проводили референдум с целью объявления всего муниципального района одним городским округом. И тогда появлялась одна власть, один глава округа, один Совет депутатов, единый бюджет с полным кругом полномочий. Эта схема реализована в Домодедово, Химках, Балашихе. Я лично был в Губкине Белгородской области, где эта схема реализовывалась в течение двух лет и сейчас успешно функционирует. А где есть разъединение между районом и городом, там никто не убирает мусор, там «делят», кто отвечает за дороги, за теплосети, если котельная находится в городе, а обслуживаемые ею населённые пункты — за городом и т.д.
Эти две мною названные, а также другие проблемы, порождённые ФЗ-131, и подвигли Правительство Московской области на такую административную реформу по укрупнению муниципальных образований. Первого ноября на очередном Высшем совете при Губернаторе этот вопрос был обсуждён первым. Выступили главы районов и городских поселений (не округов) по возможным путям преобразования муниципальных районов в городские округа. И сейчас такие районы, как Наро-Фоминский, Раменский и другие очень близко подошли к осуществлению решений по таким преобразованиям. Но здесь самое главное, как указал Губернатор, — не спешить, «не наломать дров» и обязательно учитывать мнение населения, просчитывать наперёд возможные плюсы и минусы. Чтобы и для населения, и для руководства органов местного самоуправления было понятно, что делается и какой эффект это принесёт.
Вопрос по городским округам — открытый
Должен отметить, что вопрос по городским округам на заседании не ставился и не обсуждался. И в Перечне поручений Губернатора Московской области по итогам проведения Высшего совета нет ни единого указания по вопросу объединения (слияния) городских округов.
— Откуда же тогда появился этот вопрос?— В то же время, согласно телеграмме вице-губернатора Московской области Юрия Олейникова, нам как главам муниципальных образований предложено направить в Правительство свои предложения по оптимизации и совершенствованию муниципального управления. И, в частности (пункт 5), по возможному объединению городских округов. Как сообщила недавно газета «Калининградская правда», на совещании с руководителями областных СМИ Губернатор упомянул о Королёве и Юбилейном.
В связи с телеграммой Олейникова Глава Королёва Валерий Минаков сынициировал и провёл совещание представителей Советов депутатов и Администраций обоих городов, чтобы прояснить позиции органов местного самоуправления. Наш Совет депутатов на Президиуме выразил свою позицию следующим образом: законодательно объединение городских округов не предусмотрено. А значит, правовые основания объединения городов Королёва и Юбилейного отсутствуют. Кроме того, наш Совет депутатов определил, что в городе нет даже Положения о порядке проведения референдума для выявления мнения жителей города, в том числе по данному вопросу. А без него, то есть без учёта мнения населения, ни я как Глава города, ни Совет депутатов не наделены полномочиями по изменению статуса города, его границ, его объединения с кемто.
Напомню, что проведение референдума — это такой же механизм, что и проведение выборов. Его надо назначить законным образом, создать комиссии, выделить деньги на их работу, обеспечить более чем 50% явку на голосование. Для положительного решения более половины голосующих должны проголосовать за объединение. Это нужно сделать в обоих городах. И кто сейчас ответит на вопрос — каков будет исход голосования? Ведь может случиться так: референдум назначим, проведём, деньги потратим, а явка будет менее 50% или же люди проголосуют против? Тогда деньги на ветер?
А если будет положительный результат, то нужно будет провести выборы органов МСУ в двух городах — ещё раз потратить большие средства. И это ещё не всё. В Юбилейном Главу города избирает население, в Королёве — Совет депутатов из самого состава Совета. А их Глава Администрации вообще работает по контракту. Значит, необходимо будет вносить изменения в Уставы городов. А это ещё одна сложная процедура, по итогам которой Устав может быть не принят и не зарегистрирован в Минюсте России. И что тогда?
В чём смысл объединения?— Ради чего стоит проходить эти тернии? Какие Вы видите «плюсы» и «минусы» для жителей обоих городов? Ведь объединение должно служить прежде всего их интересам?— Плюсов я пока что не вижу. А минус самый главный для жителей Юбилейного в том, что им придётся решать свои вопросы, добираясь до административных органов, расположенных в Королёве. Если сейчас из любого уголка Юбилейного можно неспешно, за 20 минут, дойти до городской Администрации и при отсутствии фактически очереди решить свои вопросы, то представим, как это будет, если жителям придётся добираться в центр Королёва (это если не 4, то 2 раза как минимум заплатить за транспорт). А теперь представим, сколько мытарств предстоит жителям Юбилейного, чтобы поменять данные в своих паспортах, страховых полисах, пенсионных документах, а предпринимателям — в своих учредительных документах. Вспомним о наличии одинаковых названий некоторых улиц в обоих городах (Пионерская, Лесная, Ленинская) — их же надо будет тоже менять! Вот старикам «радость» — бегать по инстанциям, вносить изменения в свои документы, сообщать родственникам об изменении адреса и т.д.
— Валерий Викторович, а ведь наверняка Вас за эту позицию упрекнут в том, что Вы не хотите расстаться с должностью Главы…
— Я достаточно обеспеченный человек, хотя и живу не шикуя. Моих двух пенсий — военной и гражданской — вполне достаточно, чтобы прожить. Но скажите, что у нас в городе настолько плохо, чтобы объединяться для улучшения?
Возьмём, к примеру, образование. По итогам ЕГЭ, олимпиад, конкурсов, проценту поступления в вузы мы в лидерах области не первый год. Детские сады и школы не раз становились победителями и призёрами как по благоустройству, так и по качеству образования. В Юбилейном появилась своя больница и клиника семейного врача (филиал поликлиники во 2м микрорайоне, по ул. Маяковского, 15), «Скорая помощь»; у нас резко снизилась смертность — с 350-370 человек в год до 280-290, рождаемость превысила количество смертей. Да, не хватает врачей, но для Подмосковья это общая проблема. Как часы работают социальные учреждения (Управление соцзащиты, отдел опеки и попечительства, отдел по труду и социальным вопросам, МОЦРИ). Кстати, такого МОЦРИ нигде нет, а у нас есть. И спорт, и культура получили отличные импульсы для своего развития. Скажите, кто из соседних городов имеет такой стадион, как у нас, где круглый год можно тренироваться и где занимается более полутысячи ребят? Нам удалось — одним из немногих — получить от Минобороны ГДО. И сейчас наш Дом культуры получает достаточно финансирования для ремонта, оснащён оборудованием и всё более активно работает как центр культуры города.
Более того, ведь одна из заявленных причин укрупнения — это малый объём сбора налогов на территории поселений и нехватка из-за этого средств на работу администраций поселений. Но! На территории Юбилейного в 2012 году собрано более 3 млрд рублей налогов, из них в бюджете города оставлено около 800 млн (остатки «ушли», в соответствии с законодательством на государственные органы РФ и Московской области и решение их вопросов), и из 800 миллионов около 60ти тратится на содержание МСУ Юбилейного. Так что по этой части к нашему городу претензий быть не может.
Да, у нас есть недостатки. Я бы назвал «ахилессовой пятой» города состояние теплосетей. И наличие некоторых объектов Минобороны, которые давно требуется передать городу (бассейн, котельная № 1, спорткомплекс и т.д.). Но скажите, сразу поменяются теплосети и передадутся объекты при объединении с кем-либо? А если нет — тогда в чём смысл объединения для жителей Юбилейного, да и Королёва тоже?
Источник: газета "Спутник"