Одним из этапов работы авторов проекта "Архитектурный облик города" стало определение целей развития Королёва. Для этого было необходимо сформулировать не перечень действий по благоустройству той или иной территории или требования к её новому облику, но дать описание будущего качественного состояния города в целом, с которым были бы согласны все жители города. Администрация Королёва выделила 5 основополагающих целей преобразований.
Цель № 2. Уютная городская среда
Уютная городская среда должна быть, прежде всего, сомасштабна человеку. Такими качествами наделены старые городские кварталы Королёва. Сохранение этих качеств с учётом современных требований — важнейшее условие нового строительства в городе.
Уютный город
2.1 Безбарьерная городская среда
Создание безбарьерной среды является в настоящее время стандартным требованием городского благоустройства и проектирования зданий, как жилых, так и общественных. Необходимые требования и решения приведены как в отечественных, так и зарубежных нормативных документах и руководствах по проектированию. Однако полное отсутствие в Королёве каких-либо приспособлений для передвижения людей с ограниченными возможностями, как в зданиях, так и на улицах, делает необходимым выделить эту задачу как одну из стратегических для формирования в городе полноценной городской среды. В противном случае облик города будет вызывать горькую иронию по поводу того, что в наукограде, специализирующимся на ракетно-космической тематике, могут комфортно жить только люди со здоровьем космонавта.
Без создания безбарьерной среды Королёв не сможет быть уютным. Точно так же не быть ему и городом науки и культуры, если музеи, выставки и учебные центры останутся недоступными для множества жителей просто потому, что для них будет физически невозможно попасть туда без посторонней помощи.
Целью стратегии является создание условий для удобного и безопасного использования людьми с ограниченными возможностями любых общественных пространств города — не только улиц, но и дворов, парков, пляжей, пешеходных зон, торговых пассажей, транспортных узлов и других, а также для перемещения между различными городскими частями.
Кроме того, как показывает опыт других городов, например, подготовка Сочи к проведению Олимпиады, приоритетными для приведения в соответствие с требованиями по обеспечению безбарьерной среды являются здания и территории государственных и муниципальных служб, медицинских учреждений, магазинов, а также объектов общественного транспорта. В отношении последних для Королёва вопиющим является состояние туннелей для доступа пассажиров на станциях «Подлипки» и «Болшево».
Достижению этой цели во многих случаях будет способствовать выполнение других стратегий создания нового облика города, если принимаемые в их рамках решения будут соответствовать требованиям обеспечения доступа для маломобильных групп граждан. Например, стратегия соединения частей города предусматривает создание пешеходных мостов и подземных соединений под железной дорогой, однако для их реализации не приемлемы сегодняшние решения подъёмов и спусков, ограничивающиеся установкой металлических профилей поверх лестничных маршей, совершенно неудобных для использования и несоответствующих нормативным требованиям по величине уклона. А стратегия «зелёной» инфраструктуры не должна считаться выполненной, если мощение и профили дорожек в созданной единой системе парков не будут позволять перемещаться людям на инвалидной коляске. При этом, исходя из сегодняшних реалий эксплуатации открытых пространств в нашей стране, необходимо отдавать предпочтение решениям, не требующим применения механизмов.
В общем случае, удобный пандус предпочтительнее лифта или подъёмника.
При планировании мероприятий по реализации данной стратегии необходимо ориентироваться не только на уже имеющийся опыт, но и на перспективные направления и новые подходы в этой области, отражающие социодемографические тенденции и изменения в образе жизни.
Так, например, создание велодорожной сети должно учитывать возможность движения на самодвижущихся колясках, чтобы пожилые люди могли использовать эту инфраструктуру для перемещения на большие расстояния: предположим, для поездки из дома на Акуловский водоканал с последующей пешей прогулкой.
В конечном итоге, степень удобства города для человека с ограниченными возможностями, которым может в силу проблем со здоровьем, травмы или возраста стать любой из нас, становится главным критерием для качества жизни в городе в целом.
Существующее положение
Вход на станции Подлипки-Дачные. Спуск в подземный переход на станции Подлипки-Дачные. Пешеходный переход, не соответствующий стандартам безбарьерной среды. Вход в школу, не оборудованный пандусами.Станция Болшево. Переходы через Акуловский канал —не для человека на коляске. Уличные лестницы, район Текстильщик. Автобусная остановка, ул. Чапаева, район Первомайский
Аналоги
Остановки трамвая, Монпелье, Франция. Входной пандус в пассажирском терминале порта Йокагамы, Токио, арх. Мат Гарсия. Тактильные указатели на тротуаре, Саппоро, Япония
2.2 Жилая застройка, сомасштабная человеку
Станет ли Королёв уютным городом, прежде всего зависит от того, какой будет его жилая среда.
« Уют — укромность, поместительность и удобство; тепло в покоях, подручность всего нужного и прочий комфорт. Уютный - укромный; небольшой, но удобный; хорошо устроенный, всем снабжённый » (Толковый словарь Даля (1863-1866))
Переводя это определение на язык архитектуры, можно дать и определение уютной жилой среды. Это совокупность благоустроенных и сомасштабных человеку пространств, зданий и территории, воспринимаемых как безопасные, удобные и, самое главное, свои и близкие. Можно сказать, что это среда, вызывающая у человека положительные эмоции и симпатию.
В городе уже имеется застройка, обладающая такими качествами. Речь, прежде всего, о «сталинских» домах (как до-, так и послевоенных). Наиболее яркие примеры: дома вдоль улиц Грабина (1930-е гг.) и Циолковского (конец 1930-х - середина 1950 гг.). Этими же достоинствами, несмотря на скромность архитектурных решений самих зданий, наделена и «хрущёвская» застройка конца 1950-х - начала 1960-х гг. («Черёмушки» на ул.Гагарина, 1-й городок Юбилейного и др.), а также более поздние здания, включая построенные уже в недавнее время (жилые дома на Комсомольской ул. в Завокзальном районе или на Ленинской ул. в Юбилейном).
Тем не менее, основная масса позднесоветского и нового строительства имеет мало общего с уютной средой. Гипертрофированный масштаб зданий и дворовых пространств, чрезмерная плотность застройки, поглощение незастроенных территорий автостоянками, отсутствие пространственно обособленного двора, а также полноценного уличного фронта с общественными функциями — лишь часть многочисленных недостатков новостроек. Тревожным симптомом является появление в Королёве квартала безликой типовой застройки по ул. Лермонтова, безусловно являющегося шагом назад в жилом строительстве города — до сих пор новые жилые здания выполнялись здесь по индивидуальным проектам, что являлось минимальной гарантией их архитектурного разнообразия.
Согласно результатам исследования онлайн-образа Королёва, используемые типологии новой жилой застройки и сложившаяся в городе практика жилого строительства вызывает нарастающее недовольство горожан.
Сложился серьёзный запрос на уютную жилую среду, отличающуюся от предлагаемой застройщиками, исходя из стереотипов рыночной конъюнктуры.
Поэтому одной из стратегий нового облика города, необходимой, чтобы сделать его уютным, должен стать отказ от подобных типов застройки в пользу поиска иных, варьируя плотность и типологию в зависимости от местоположения и градостроительной ситуации.
Для реализации данной стратегии целесообразно разработать несколько экспериментальных проектов для различных частей города с широким привлечением жителей для разработки технического задания и обсуждения промежуточных и финальных результатов.
Полученные принципы застройки затем необходимо закрепить уже имеющимися инструментами градостроительного регулирования, установленными Градостроительным кодексом: регламентами застройки и местными нормами градостроительного проектирования.
Приоритетами нового подхода к жилому строительству в Королёве, в части градостроительных требований, в соответствии с лучшими образцами современного и отечественного опыта должны быть:
- чёткое разграничение общественных (внешних, уличных) и частных (внутренних, дворовых) частей: пространства улиц не должны растворяться в бесформенной среде жилой застройки, практически не отличаясь по своим пропорциям и планировке от внутриквартальных проездов или объездов вокруг многоэтажных башен, как это происходит при застройке типовыми многоэтажными секциями;
- компактные размеры и комфортные для восприятия пропорции жилых образований: кварталов или жилых групп в микрорайонах. Не более 200 м по длинной стороне (квадратные кварталы между улицами Циолковского, Карла Маркса и Фрунзе); пропорции пространств между сплошными фасадами многосекционных зданий — не более 1 к 2 в плане, 1 (высота зданий) к 2,5 - 3 в поперечном сечении;
- разнообразие архитектурных и планировочных решений;
- индивидуальные решения нижних этажей жилых зданий: торговые, сервисные или общественные функции со входом с улицы или квартиры с выходом в собственный палисадник перед домом (в т.ч. - для секционных зданий)
- сохранение природной среды: обеспечение придомовых территорий озеленёнными поверхностями не менее советских нормативов 6 кв.м. на 1 человека, строительство двух и более секционных зданий не выше крон лиственных деревьев (каштанов, лип, т.е. не более 20-30 м), устройство «своей зелени»: палисадники у жителей первых этажей, «зелёные» дома с висячими садами и т.п.
- размещение высотного жилого строительства только в местах и на территориях, формирующих силуэт города и фиксирующих главные городские пространства (см. также соответствующий раздел стратегий нового облика). В Королёве удачными примерами размещения высотной жилой застройки являются здания “Вертикаль” в районе Юбилейный и “Статус” на проспекте Королёва.
- обеспечение парковками из расчёта не менее 1 машиноместа на 1 квартиру (в многосекционных зданиях) в границах участка и на улице в пределах комфортной пешеходной доступности от дома.
- двор жилого здания должен быть свободен от машин и предоставлять достаточно пространства для разнообразных видов отдыха жителей.
- должны соблюдаться нормативные требования советского времени в части инсоляции жилых помещений и бытовых визуальных разрывов между окнами зданий или более строгие.
- приоритетом должно быть сохранение территорий малоэтажной застройки и исключение строительства высотного жилого строительства непосредственно рядом с ними. качестве примеров типологий, соответствующих этим требованиям, можно привести периметральную секционную застройку средней этажности, блокированную застройку (таунхаусы), так называемые лофты в реконструированных промышленных и прочих нежилых сооружениях; для центральных частей города — многофункциональные жилые комплексы с разнообразным набором коммерческих функций и общественных пространств.
Аналоги
Положительные примеры недавно построенных зданий в Королёве
2.3 Исторический Королёв
Несмотря на то, что Королёв как город существует лишь с 1938 г., территория в его административных границах изобилует многочисленными памятниками истории и культуры и достопримечательными местами гораздо более древних эпох, хранящими память об известных людях и событиях. В долине реки Клязьмы расположены многочисленные археологические памятники, свидетели древнейшей истории (см. также раздел «Исторический очерк»).
С территорией городского округа связаны имена многих выдающихся личностей: конструкторов ракетной техники и артиллерийского вооружения С.П.Королёва, В.Г.Грабина, А.М.Исаева, В.П.Мишина, Ю.А.Мозжорина, М.К.Тихонравова, деятелей культуры К.С.Станиславского, М.И.Цветаевой, Б.В.Заходера, С.Н.Дурылина, промышленников С.В.Перлова, А.Н.Крафта, Ф.Рабенека, мецената П.И.Одоевского, политических деятелей В.И.Ленина, М.И.Калинина и многих других.
Самый знаменитый житель города — это, безусловно, Сергей Павлович Королёв, работавший в Калининграде с 1946 г. и внёсший значительный вклад в его развитие.
Сохранение культурно-исторического наследия, выявление и раскрытие его является насущной необходимостью устойчивого развития Королёва как наукограда. Наследие — краеугольный камень воспитания местного патриотизма, а также стратегический ресурс реализации культурно-образовательного потенциала города.
Его использование должно стать важнейшим инструментом в деле привлечения к городу внимания национальной и международной аудитории, в частности, развития познавательного и образовательного туризма.
Для достижения этих целей помимо реставрации и приспособления отдельных объектов истории и культуры, стратегия реализации потенциала исторического наследия должна включать два новых направления: во-первых, проявление истории непосредственно в городском пространстве с помощью разнообразных инструментов передачи информации и, во-вторых, переосмысление роли и значения сохранившихся целостных фрагментов исторической городской среды.
Одним из инструментов понимания и проявления истории города является разработка тематических маршрутов прогулок по историческим местам. Такими маршрутами, к примеру, могли бы стать «Королёв эпохи промышленной революции», «Королёв Серебряного века», «Королёв — родина ракетостроения и космонавтики» и т.п.
Кроме того, для этого необходимо обозначение непосредственно «в натуре» тех или иных памятных мест, связанных не только со славными, но и тёмными страницами истории. Одним из первых таких проектов может стать памятный знак на предполагаемом месте расположения так называемой «Болшевской шарашки», спецтюрьмы, где в качестве заключённых работали А.Н. Туполев, Р. Бартини, Г.С. Френкель и другие выдающиеся инженеры и учёные. Именно таким образом история города и связанные с ней судьбы людей во всей полноте предстанут перед сегодняшними и будущими поколениями горожан.
Части города, сохранившие свой первоначальный облик, запечатлели ушедшие периоды времени в характерных для них формах застройки и планировки. Их ценность — в сохранении нематериального наследия города, атмосферы, духа формировавших его исторических периодов. Без передаваемых ими образов и ощущений представить эту историю чрезвычайно трудно, если вообще возможно.
И если под напором рынка недвижимости и беспощадного времени облик этих улиц и кварталов безвозвратно изменится, изучать историю можно будет только в музеях, поскольку ощутить её в городе станет невозможно, и нить исторической памяти между нынешними горожанами и их предшественниками окончательно порвётся.
Говорить о продолжении культурных и научных традиций в Королёве в таком случае уже не придётся.
Чтобы этого не произошло, необходимо сохранить и привести в порядок ареалы целостной исторической застройки, дающие зрителю возможность соприкоснуться с материальным прошлым города:
А. Историческая часть района Болшево
Село Болшево, известное с 1573 года, является одним из древнейших поселений на территории Королёва, сохранившим свою историческую планировку и значительное число старинных зданий. Среди объектов, предлагаемых к сохранению, церковь Космы и Дамиана, построенная в 1786 г. на средства князя П.И.Одоевского, дом- музей С.П. Дурылина и ряд других построек.
Б. Комплекс зданий усадьбы Спасское-Лапино
История усадьбы связана с владельцами бумагопрядильной фабрики купцами Пантелеевыми. Помимо сохраняемых объектов, предполагается воссоздание утраченного в 2008 году деревянного дома Ценкеров (рубеж XIX-XX вв.).
В. Комплекс зданий текстильной Фабрики им. 1 мая (бывш. Товарищества Болшевской бумагопрядильной и красильной мануфактуры)
Одна из старейших в России фабрик ведёт свою историю с момента своего основания в 1715 году голландцем Иваном Тиммерманом. Большая часть старых построек (как производственных, так и жилых и общественных), представляющих ценность, датируется концом XIX – началом XX вв.
Г. Историческая часть района Костино
Село Костино, известное с 1585 года, является ядром одноимённого города, слившегося с Калининградом в 1960 году. На его территории сохранился ансамбль усадьбы фабриканта А.Н.Крафта с рядом построек (1900-е гг.), парком и прудом. В 1922 году в гостевом доме усадьбы, где ныне располагается Историко-краеведческий музей, жил В.И. Ленин. С 1924 года в усадебных постройках размещалась Болшевская трудовая коммуна ОГПУ по перевоспитанию малолетних правонарушителей.
Д. Кварталы по ул. Коминтерна, Кирова, Ленина (жилая и общественная застройка 1920-1930-х гг.)
Историческая часть посёлка им. Калинина при Московском орудийном заводе №8 (с 1938 года г. Калининграда), застраивавшаяся с 1915 г. по начало 1930-х гг.
Среди объектов, предлагаемых к сохранению, здание акционерного общества «Бекос» (1916 г.), заводской клуб (1927-1929 гг.), фабрика-кухня №5 (1930-1931 гг.), бани (1930-1931 гг.), квартал жилых домов для рабочих по ул. Коминтерна (1930 г.).
Е. Квартал жилых домов между улицами Ленина, Карла Либкнехта, Коминтерна и площадью Ленина
Квартал жилых домов в стиле конструктивизм (1924-1930 гг.), включая т.н. Директорский дом (№4 по ул. К. Либкнехта), в котором в 1946-1957 гг. жил С.П.Королёв.
Ж. Ансамбль Болшевской трудовой коммуны ОГПУ
Целостный архитектурный ансамбль жилых, производственных и общественных зданий и сооружений в стиле конструктивизм (арх. А.Я.Лангман, Л.З.Чериковер), возводившихся в 1928-1933 гг.
З. Застройка северной части ул. Грабина
Жилые дома работников машиностроительного завода № 38 в Подлипках 2-й пол. 1930-х гг., (арх. И.П.Кычаков, В.В.Краток, Н.Х.Поляков)
И. Ансамбль «сталинской» застройки по ул. Циолковского
Жилые дома конца 1930-х - начала 1950-х гг., построенные по проектам П.И.Клишева, Л.П.Гулецкой и Н.П.Рябцева.
В качестве первоочередных мер должны быть разработаны предложения по реконструкции и приспособлению под новые функции квартала на углу улиц Циолковского, Карла Маркса и Фрунзе
К. Первый городок Юбилейного
Квартал пятиэтажной жилой застройки конца 1940-х — начала 1960-х гг. для работников 4 ЦНИИ МО РФ.
Л. Квартал «Черёмушки» между ул. Пионерская и ул. Гагарина
Один из наиболее целостных кварталов типовой панельной застройки, отличающийся оригинальной планировкой. Арх. Л.П. Гулецкая (1956-1960 гг.)
М. Комплекс зданий МЖК жилого района «Новые Подлипки» (кон. 1960-х - 1974-х гг.)
Жилые дома по ул. 50 лет ВЛКСМ представляют историческую ценность как первые в Советском Союзе молодёжно-жилые комплексы.
Н. Жилой дом «Китайская стена» (нач. 70-х)
Многосекционный жилой дом по ул. 50-летия ВЛКСМ с уникальными монументальными цветными мозаиками в первом общественном этаже, получивший у горожан данное прозвище за свою чрезвычайную протяжённость.
В зависимости от состояния и ценности, объекты наследия нуждаются в восстановлении, воссоздании наиболее серьёзных утрат, реставрации и, наконец, приспособлении под современные нужды.
В частности, целесообразно размещение в них музеев, а также жилья и общественных функций. Положительным примером такого рода может служить Мемориальный дом-музей Марины Цветаевой в Болшево, открытый в 2013 году.
В некоторых случаях, фрагменты исторической среды могут быть преобразованы в тематические кварталы или улицы, посвящённые определённой странице истории или демонстрирующие напластование в городе различных культурных слоёв.
Так, например, производственные цеха Фабрики им. 1 Мая могут при соответствующей реконструкции и оформлении стать домом для разнообразных музеев, выставок и образовательных программ, посвящённых истории промышленного развития России, принимая во внимание немецкие и голландские корни производственной деятельности на Клязьме, с международным участием. Центр района Костино, богатый археологическими памятниками, и южный фрагмент улицы Дзержинского с сохранившимися зданиями Болшевской трудовой коммуны, яркими иллюстрациями создания идеального поселения- утопии, могли бы служить наглядной демонстрацией исторического развития города с глубокой древности до начала космической эры.
Реставрированная и реконструированная историческая застройка во всём мире является примером уютной городской среды, облагораживающей город и восстанавливающей его часто уже утраченные средовые качества.
Таким образом, сохранение исторических фрагментов застройки и проявление страниц прошлого в городском пространстве позволит не только выявить глубинные пласты истории Королёва, которые сегодня видны лишь посвящённым и специалистам, но и качественно улучшить условия проживания местных жителей за счёт насыщения города новыми образами и значениями, расширения разнообразия и гуманизации среды. Сохранение и использование исторического и культурного наследия города могло бы стать новой городской индустрией, создающей множество рабочих мест.