Одним из этапов работы авторов проекта "Архитектурный облик города" стало определение целей развития Королёва. Для этого было необходимо сформулировать не перечень действий по благоустройству той или иной территории или требования к её новому облику, но дать описание будущего качественного состояния города в целом, с которым были бы согласны все жители города. Администрация Королёва выделила 5 основополагающих целей преобразований.
Цель № 4. Зелёный и экологичный город
Королёв сегодня — один из самых озеленённых городов ближнего Подмосковья. Сохранение и преумножение этого качества, предполагающее создание общегородской зелёной инфраструктуры — приоритетная цель городского развития.
4. Зелёный город
4.1 «Зелёная» инфраструктура
Стратегия создания «зелёной» инфраструктуры направлена на образование целостной общегородской сети общественных озеленённых пространств, в то же время являющихся элементами экологического каркаса городской территории и связывающих его с жизнеспособными природными экосистемами. «Зелёная» инфраструктура, как и любая другая, является системой обеспечения жизнедеятельности города.
Её функции — поддержание устойчивой жизнеспособности природной среды и обеспечение возможности перемещаться по всему городу пешком или на велосипеде, оставаясь в постоянном контакте с природой.
Основными составляющими этой инфраструктуры являются озеленённые парковые и природные участки территории — «ядра экологического каркаса», и соединяющие их между собой «зелёные связи»: система озеленённых улиц и аллей, одновременно выполняющих функции элементов транспортно-коммуникационной инфраструктуры, экологических коридоров и рекреационных пространств. В совокупности оба эти компонента должны составлять единую сеть, пронизывающую город и соединяющую его центры, жилые районы рекреационные территории. В отличие от подходов транспортного планирования, отправной точкой формирования профиля улиц, образующих «зелёную» инфраструктуру, является пространство для пешехода, а не для автомобиля.
В качестве исходного модуля для построения их профиля должна использоваться не ширина и количество полос движения автотранспорта, а пешеходная аллея, для организации которой параллельное автомобильное движение не нужно.
Для снижения уровней шума и загазованности воздуха «зелёный» профиль, безусловно, должен реагировать на интенсивность движения, на которую рассчитан профиль проезжей части, но не подчиняться ему, имея приоритетом создание сети комфортных пешеходных и велосипедных перемещений по городу.
В Королёве есть уникальные возможности для создания и развития такой инфраструктуры. Во-первых, здесь сохранились значительные по размерам природные территории: Национальный парк «Лосиный остров», долина реки Клязьма, Комитетский лес, лес 45-го квартала и другие. Во-вторых, в городе много парков и хорошо озеленённых улиц. Многие из них по своим параметрам уже сегодня могут стать элементами новой инфраструктуры: например, ул. Пионерская от ул.Терешковой до Акуловского водоканала, часть ул. Циолковского.
В-третьих, примерно половина территории города занята малоэтажной застройкой, среда которой по своим характеристикам ближе к природной, нежели к урбанизированной. Главное требование к элементам зелёной инфраструктуры — обеспечение передвижения в контакте с природным окружением — здесь уже практически соблюдается. В большинстве случаев необходимо только минимальное благоустройство и поддержание улиц в хорошем техническом состоянии (примеры приведены в разделе, посвящённом стратегии благоустройства улиц).
Размеры города, хотя и значительны, находятся в пределах приемлемых дистанций для пешеходной и, тем более, велосипедной доступности центра относительно периферии: расстояние от северной границы городского округа до кромки лесов НП «Лосиный остров» у южной границы застроенных территорий составляет порядка 5 км; с запада на восток, от проходной РКК «Энергия» до районов малоэтажной застройки — менее 4,5 км, а до восточной административной границы, ул.Ермоловой — менее 6,5 км.
Стратегия развития общегородской зелёной инфраструктуры не ставит главной целью сокращение использования личного автомобиля для перемещений внутри города.
Её основные задачи:
- создать удобную и приятную среду для пешехода и велосипедиста как полноценных участников транспортной системы;
- расширить рекреационные возможности городской среды за счёт интеграции природных и транспортно-коммуникационных пространств;
- сохранить и восстановить целостность экологического каркаса городской территории.
- Ключевые показатели эффективности её использования: интенсивность велосипедных поездок, суммарное время и дистанция пешеходных прогулок, доля дневного времени, проводимого жителями в парках.
Снижение интенсивности движения автотранспорта и, связанное с этим, улучшение экологической обстановки станет важным дополнительным эффектом. Повышение качества окружающей среды будет следствием дефрагментации экологического каркаса городской территории — включения в его единую структуру обособленных ранее природных объектов.
Схема «Зелёной» инфраструктуры
На фото:
- Линейный парк Акуловского водоканала
- Парковый массив «Коржевские культуры»
- Рекультивируемая территория рядом с Самаровским озером
- Национальный парк «Лосиный остров»
- Схема «зелёной» инфраструктуры
- Зоны отдыха, парки, лесопарки
- Парковые шоссе
- Бульвары
- Улицы-аллеи
- Пешеходные аллеи
- Пешеходные эспланады
- Пешеходные улицы и площади
- Подземная пешеходная площадь
- Существующие пешеходные переходы
- Создаваемые пешеходные переходы
- Территории малоэтажной застройки
- Лесопарк 45-го квартала
- Парк Дулёва ручья
- Комитетский лес
- Ландшафтный парк р. Клязьмы
- Зона отдыха с пляжами на северном берегу р. Клязьма
- Ландшафтно-археологический парк на южном берегу р. Клязьма
Построение цельной «зелёной» инфраструктуры требует выполнения следующих проектов рекультивации и восстановления природных территорий:
1. Создание ландшафтного парка долины реки Клязьма на участке от Ярославского шоссе до Шапкина моста. Это потребует восстановления публичного доступа к берегам реки там, где сейчас он полностью блокирован территориями пром. предприятий, садовых товариществ и санаториев. Однако участкам долины реки с реликтовыми природными ландшафтами и ценными экосистемами при этом необходимо придать статус особо охраняемых природных территорий («ООПТ местного значения»). В рамках решения этих задач или связанного с ними самостоятельного проекта должен быть восстановлен парк усадьбы Прове-Калиша и созданы пешеходные аллеи и «зелёные» улицы, связывающие долину реки с внутригородскими парковыми и территориями и с озеленёнными участками окрестных жилых кварталов.
2. Развитие зоны отдыха на реке Клязьма, на участке от Шапкина моста до дамбы в Валентиновке, часть территории которого уже используется жителями для этих целей:
- благоустройство существующих и создаваемых пляжей, прогулочных зон на северном берегу (см. предложения соответствующего пилотного проекта);
- создание ландшафтно¬археологического парка на южном берегу реки на основе сохранившихся природных комплексов и археологических памятников;
- создание современной рекреационной инфраструктуры (в том числе пеших и водных прогулочных маршрутов, включая путешествие на вёсельных лодках по Клязьме).
3. Возвращение в естественное состояние территорий вдоль русла Дулёва ручья, ныне занятых гаражными кооперативами.
4. Соединение двух половин Комитетского леса (южной и северной) путём возвращения в его состав и озеленения разделяющей их сегодня территории гаражного кооператива.
5. Рекультивация прибрежной территории Самаровского озера после тщательного исследования её состояния и получения положительного заключения о возможности создания зоны отдыха или парка рядом с этим загрязнённым техническим водоёмом.
6. Благоустройство Акуловского водоканала как многофункционального линейного парка с различными режимами использования (предложения см. соответствующий пилотный проект).
7. Благоустройство рекреационных территорий вокруг озера пос. Торфопредприятие и пограничной зоны НП «Лосиный остров», примыкающей к городским кварталам, обязательно сохраняя при этом в качестве приоритетных природоохранные функции этой части национального парка.
8. Восстановление парка «Коржевские культуры». Создание связующих элементов зелёной инфраструктуры потребует соответствующего благоустройства ряда улиц города и создания пешеходных аллей. Ключевыми и наиболее сложными проектами являются:
- превращение основных городских магистралей в парковые шоссе;
- преобразование проспекта Космонавтов в пешеходную зону, включающую эспланаду и парк;
- благоустройство пристанционных территорий с разбивкой хорошо озеленённых пешеходных площадей.
Важную роль в формировании зелёной инфра¬структуры играет реализация стратегии создания соединений между различными частями города, которая позволит сделать её по-настоящему непрерывной для движения пешеходов и велосипедистов. Кроме того, одновременно должны осуществляться работы по экологической реабилитации парковых и природных территорий, по очистке и благоустройству озеленённых участков в городской застройке.
Аналоги улиц в многоэтажной застройке. Аналоги улиц в малоэтажной застройке.
Аналоги шоссе с аллеями
Результатом создания новой инфраструктуры будут непрерывные зелёные оси, широтные и меридиальные, охватывающие весь город и соединяющие городские кварталы посредством «зелёных» улиц и парков со всеми элементами единого экологического каркаса: долиной реки Клязьмы, Национальным парком «Лосиный остров», территорией Акуловского водоканала, парком Дулёва ручья, Комитетским лесом и лесопарком 45-го квартала. Они станут связующими элементами экологического каркаса и комфортным пространством пешеходных и велосипедных маршрутов. Зоны отдыха, замкнутые сейчас внутри городской застройки, такие, как парки Костино и Юбилейного, благодаря «зелёной» инфраструктуре вольются в общегородскую систему природных территорий.
4.2 Общегородская инфраструктура велодвижения
Если во многих городах России целесообразность использования велосипеда для внутригородских поездок — предмет дискуссий, то в Королёве это уже свершившийся факт. Территории Акуловского водоканала и Лосиного острова давно уже стали местом массового велосипедного движения, причём не только для жителей города, но и для специально приезжающих сюда покататься любителей велосипедных прогулок из других городов, в т.ч. — из Москвы. В городе уже есть и опыт обустройства велосипедных маршрутов. Первая велодорожка устроена вдоль Акуловского водоканала между проспектом Королёва и Пионерской ул., администрации нескольких заводов оборудовали велопарковки у своих проходных, в т.ч. — РКК «Энергия».
Велосипед на улицах Королёва уже не редкость или исключение, а правило, причём используется он и для отдыха, и для ежедневных рабочих поездок.
Поэтому стратегия создания общегородской велоинфраструктуры направлена не на запуск в городе велодвижения, а на его развитие на новом этапе как полноценной составляющей транспортной системы, охватывающей весь город и даже связывающей его с соседними территориями. Предпосылка для её реализации — зелёная инфраструктура, которая свяжет районы Королёва единой сетью комфортных транзитных пространств в природной среде, предназначенных для немоторизованных перемещений.
Общегородская инфраструктура велотранспорта включает, прежде всего, маршрутную сеть велодорожек и перехватывающие велопарковки на железнодорожных станциях, а также предприятия обслуживания — пункты проката, ремонта и т.п., парковки возле общественных зданий и, возможно, во дворах жилой застройки, так как хранение велосипеда в квартире не всегда возможно и удобно.
Её развитие позволит городу получить следующие результаты:
- интегрировать велотранспорт с пригородным железнодорожным сообщением, создав комфортные условия для использования велосипеда вместо автомобиля или автобуса для проезда до станции железной дороги и обратно и его хранения в течение рабочего дня на безопасной стоянке;
- предоставить жителям новый комфортный вид передвижения по всему городу, как для отдыха, так и для поездок на работу или учёбу;
- уменьшить интенсивность автотранспортных потоков и снизить их негативное влияние на экологическое состояние городской среды благодаря сокращению объёма внутригородских поездок на личном автомобиле;
- расширить возможности для отдыха: благодаря «зелёной» инфраструктуре и велодорожкам можно будет объехать на велосипеде все парки, природные территории и центры города, оставаясь в тени аллей и безопасно пересекая крупные улицы, железную дорогу и реку.
Условная схема велоинфрастуктуры
Существующее положение/ Аналоги велодорожек и велопарковок