Проект «
Архитектурный облик города» является частью стратегии развития Большого Королёва на период 2015 — 2030 годы и нацелен на то, чтобы сделать город привлекательным и удобным для жизни, создав в нем понятную пространственную логику, гармоничную визуальную среду и придав законченный облик как центральным улицам, площадям и паркам, так и удаленным от центра объектам городской инфраструктуры. Администрацией Королёва разработаны 10 пилотных концепций проектов по изменению архитектурного облика города.
Концепция № 1 - Пешеходные пространства на проспекте Королёва
Проспект Королёва является одним из ключевых общественных пространств и едва ли не самым людным местом в городе. Причин этому несколько. Прежде всего, он является важной транспортной «связкой» и пространственной осью, соединяющей старую часть города рядом с заводами нынешней РКК «Энергия» и жилые микрорайоны к востоку от Акуловского водоканала. Построенный в начале 70-х годов прошлого века как единое целое по классической схеме бульвара — центральная зелёная полоса с 2-полосными проездами вдоль неё с каждой стороны — проспект получил сомасштабное и ясно организованное пространство, позднее постепенно дополнявшееся общественными и жилыми зданиями, которые отчасти скрасили его изначально весьма скромную и местами даже монотонную типовую жилую застройку. Начало проспекта в западной части отмечено памятником С.П.Королёву, в восточной — недавно построенной многоэтажной жилой башней, не отличающейся особой архитектурной выразительностью, но всё же играющей роль своего рода пространственного ориентира. В центральной части, благодаря новым высотным жилым зданиям, одно из которых, жилой комплекс «Статус» — реплика венской постройки одной из ведущих международных архитектурных фирм, сформировалось пространство для полноценной городской площади. Здание ЗАГС, библиотека им. Крупской на пересечении с Коммунальной улицей, ритмично повторяющиеся группы магазинов, фланкирующих входы в микрорайоны по северной стороне проспекта, жилое здание-«книжка» первого в СССР молодежного жилого кооператива, группа типовых жилых секций, получивших благодаря характерной постановке под углом к проезжей части прозвище «пилы», формируют здесь хотя и скромный, но всё же набор архитектурных акцентов и приёмов.
Благодаря хорошо благоустроенному и озеленённому бульвару и почти непрерывной полосе магазинов в первых этажах зданий вдоль южной стороны, проспект Королёва является местом, где можно и просто прогуляться, и сделать покупки или пообедать. Однако здесь есть и серьёзные недостатки. Под давлением возросших транспортных потоков и потребности в автостоянках, проезжая часть с южной стороны, наиболее активно используемой пешеходами, была расширена до 3-х, а в некоторых местах — фактически до 4-х полос, одна из которых полностью используется под парковку.
Это резко сократило физические размеры и качество пешеходных пространств проспекта. Кроме того, внешний облик и физическое состояние фасадов многих активно используемых зданий, таких как библиотека, магазины и кафе в первых этажах “пилы” и у входов в микрорайоны, коммерческая застройка на центральной площади, торговый центр делают необходимым их реконструкцию и обновление.
Предлагаемые решения пешеходных пространств проспекта Королёва основываются на трёх главных принципах:
- увеличение доли территорий, комфортных для использования пешеходами;
- усиление роли проспекта как общественного пространства и соединение в одно целое его частей;
- поддержание в его облике темы космоса, связанной с историей города.
Оживлённый перекрёсток на пересечении проспекта Королёва с Коммунальной улицей существенно замедляет сейчас пешеходный поток, затрудняет проход на бульвар по центральной оси проспекта и делает проход к библиотеке небезопасным для детей, несмотря на использование светофоров. Проектное предложение для этого участка заключается в создании подземной площади с торговыми пассажами и выходами в подземную автостоянку, которую предлагается создать под Коммунальной улицей. За счёт создания террас на бульваре и рядом с библиотекой, постепенно понижающихся в направлении собственно подземной части площади под проезжей частью, создаётся единая парковая зона с открытыми площадками, которые могут использоваться посетителями библиотеки для чтения в летние месяцы, а также для проведения лекций и просмотра фильмов. В подземной площади и переходах размещаются торговые помещения и киоски с книгами. Одновременно, такое решение позволит отказаться от использования здесь светофоров и в, дальнейшем, продолжить пешеходную зону дальше на восток, за Коммунальной улицей, в направлении ул. Дзержинского.
Постепенное возвращение проезжей части к прежнему размеру в 2 полосы позволит расширить открытое пространство перед жилым комплексом «Пила». Уличные пространства, сформированные угловой постановкой зданий, из-за их северной ориентации предлагается включить в единую торговую галерею, объединив таким образом расположенные на первых этажах магазины и кафе и сделав их пригодными для круглогодичного использования.
Общая тема благоустройства задаётся криволинейными очертаниями новой галереи, поддерживаемой геометрией замощения и фрагментов озеленения. На границе пешеходной зоны и проезжей части предлагается посадить деревья, сделать газоны и построить навесы. Потолок навесов может быть оформлен подсветкой для использования в вечернее время.
В рисунках на торцах «Пилы», в мощении и в оформлении освещения предлагается использовать космическую тематику.
Пешеходную зону планируется развить также за счёт благоустройства площадок перед входами в микрорайоны и фрагментов бульвара напротив них, создав, таким образом, новый облик пространств, соединяющим северную и южную части проспекта.
Центральная часть рядом со зданием МЖК должна стать важной составляющей его пешеходного пространства, одним из «знаковых» мест в городе. Предлагается освободить её от существующей коммерческой застройки, построить под ней подземную автостоянку и создать полноценную городскую площадь. Располагаемый в её центре полукольцевой объём - элемент городского благоустройства для организации всевозможных мероприятий, от концертов и публичных лекций до медиа-выставок и интерактивных видео игр. Находящееся между ним и высотным жилым домом пространство - более закрытое, спокойное, предназначается для преимущественного использования жильцами дома. Часть площади может быть использована для нестационарных объектов торговли.
Открытое пространство перед расположенным рядом зданием ЗАГС также планируется поддержать общей темой благоустройства пешеходной зоны, само же здание предполагается сохранить без внесения изменений. Расширение тротуара позволит организовать перед его входом парадное пространство, необходимое для проведения свадебных церемоний, сейчас занятое автостоянкой и малопригодное для этого.
Фасад торгового центра предлагается изменить: козырёк вынести сильнее в сторону пешеходной части и на первом этаже сделать открытую галерею с витринами и ресторанами. Рядом с торговым центром планируется оставить небольшую отрытую парковку для автомобилей. Основную же часть машин планируется разместить в подземных автостоянках, расположенных рядом с торговым центром и подземной площадью.
Схема существующего положения проспекта Королёва
- Акуловский водоканал
- Памятник С.П. Королёву
- МФЖК «Статус»
- Библиотека им. Крупской
- Коммунальная улица
- Торговый центр
- Многоэтажное жилое здание в цетральной части проспекта
- Торговые павильоны
- Здание №1 МЖК
- Группа жилых зданий «Пила»
Фото существующего положения
- Памятник С.П.Королёву в начале проспекта Королёва. Фото: Бабуров В.А.
- Вид на входы с проспекта в микрорайоны, 70-е годы прошлого века.
- Жилые здания в центральной части проспекта. На дальнем плане — одно из трёх зданий-«книжек» первого в СССР МЖК. Фото: Бабуров В.А.
- Многофункциональный жилой комплекс «Статус» в центральной части проспекта
- Многоэтажное здание, завершающее перспективу проспекта со стороны Коммунальной ул.
- Общий вид проспекта Королёва от Коммунальной ул, на переднем плане слева внизу — здание библиотеки им. Н.К. Крупской.
- Бульвар, современное состояние. Фото: Бабурова В.А.
Схема генерального плана, предложение
Схема изменения профиля улиц
Фрагмент генплана с центральной площадью
Аналоги подземных площадей
- Предложение — победитель конкурса на центральную площадь района Магок в Сеуле, арх. бюро Wooridongin Architects
- Токио, фрагмент системы подземных общественных пространств Шинджуку (Shinjuku)
Предложение: вид на завершение проспекта в сторону Коммунальной ул.
Предложение: вид на реконструированную библиотеку им.Крупской с Коммунальной ул.
Фрагмент генплана с «Пилой»
Фрагмент генплана с подземной площадью
Торговый пассаж и пешеходная зона вдоль здания “Пила”.
Центральная площадь
Входы в микрорайоны по северной стороне проспекта
Фрагмент проспекта перед зданием ЗАГС
Фрагмент проспекта перед торговым центром