Проект «Архитектурный облик города» является частью стратегии развития Большого Королёва на период 2015 — 2030 годы и нацелен на то, чтобы сделать город привлекательным и удобным для жизни, создав в нем понятную пространственную логику, гармоничную визуальную среду и придав законченный облик как центральным улицам, площадям и паркам, так и удаленным от центра объектам городской инфраструктуры. Администрацией Королёва разработаны 10 пилотных концепций проектов по изменению архитектурного облика города.
Концепция № 2 - Новый облик проспекта Космонавтов
Проспект Космонавтов во многих отношениях является уникальным градостроительным образованием и для города, и в целом как градостроительный феномен.
Организация его пространства вполне соответствует представлениям конца 70-х годов прошлого века о том, как должны выглядеть центральные улицы города. Многоэтажная жилая застройка советского времени формирует здесь чёткую ритмичную композицию, построенную на контрасте плоскостей фасадов 8—16-этажных зданий, вытянутых вдоль оси проспекта, и двух групп односекционных башен, выдвинутых относительно них вперёд, ближе к проезжей части. Бедность архитектуры здесь компенсируется масштабом и единством композиции, протянувшейся на 1,7 км почти точно с севера на юг, от памятника первому спутнику на пересечении с ул. Исаева до Силикатной улицы.
Судя по сохранившимся фрагментам зелёных насаждений, особенно в южной части проспекта, когда-то он был «зелёным» — широкая проезжая часть отделялась от жилой застройки широкими полосами зелени, большая часть которых теперь занята торговыми центрами и стоянками. Несмотря на то, что возникшая здесь среда малопривлекательна для пеших прогулок, торговые центры, «заселившие» необъятные пространства позднесоветского проспекта, отчасти сделали его более сомасштабными человеку и утвердили здесь естественные для главных улиц городов функции торговли и обслуживания.
Концентрация объектов торговли — только торговых центров здесь 8 — явно свидетельствует о том, что проспект является одним из важнейших и наиболее посещаемых городских центров. Однако по итогам проектного семинара это место оказалось единственным фрагментом городской среды, которое участники отнесли к неблагоприятным по своему существу, а не вследствие того, что оно просто не благоустроено (см. раздел «Направления улучшений»). Таким образом, проспект Космонавтов является в настоящее время одновременно и одним из главных пространств города по своей функциональной роли и масштабу, и наиболее, можно сказать, «фундаментально», неблагоприятным местом.
Чтобы изменить это положение, необходимо увидеть проспект Космонавтов несколько иначе, под новым углом зрения, чтобы различить его уникальные черты, на основе которых можно создать его новый облик. Если посмотреть на карту города, двумя наиболее заметными градостроительными формами окажутся именно его ось с окружающей застройкой и Акуловский водоканал.
Существующее положение
1. Памятник первому спутнику Земли е начале проспекта на пересечении о ул.Исаева.
2. Фрагмент в северной части проспекта, сохранивший планировку советского времени.
3-6. Пешеходнвю пространства сегодня.
7. Централвная чаотв проспекта, ТЦ Телиос".
8. Южная чаете проспекта
9. Северная чаете проспекта
Они обе резко выделяются из основной массы застройки, и причина в этом одна — и тот, и другой »не от града сего». И если водоканал — это часть огромной действующей инженерной инфраструктуры, то проспект — фрагмент так никогда и не возникшей инфраструктуры транспортной, часть скоростного шоссе, которое, согласно генплану Москвы 1971 г., должно было соединить две хордовые автомагистрали, одна из которых должна была огибать город с юга вдоль Лосиного острова. В этом смысле он — памятник истории, монумент нереализованным градостроительным идеям. Транспортные потоки, на которые он рассчитан, никогда не возникнут ни в двухсоттысячном, ни даже в трёхсоттысячном городе, которым, вполне возможно, скоро станет Королёв. Поэтому для городской планировочной структуры это своего рода инородное тело, «вещь в себе», которая начинается ниоткуда и ведёт в никуда. Его пространство, несмотря на ритм и масштаб, остаётся всего лишь фоном, который должен был оформить магистраль, которая уже вряд ли когда-нибудь возникнет.
Однако движение в его северной части достаточно интенсивно. В отличие от южной половины, которая, несмотря на три полосы движения в каждую сторону, фактически является тупиком, пересекаясь только с небольшой Силикатной улицей, северная является фрагментом сложившегося в городе автомобильного «кольца», объединяющего, правда, только южную часть города. На основе анализа географии транспортных пробок на сайте www.yandex.ru в рамках работы удалось установить основные направления транзитных потоков, пересекающих Королёв. Один из них пересекает проспект Космонавтов на участке от ул. Горького (продолжения Пионерской ул.) до проезда Макаренко, следуя далее по ул. Горького, но уже дачной, в Щёлково. Второй, также в Щёлково, использует этот же участок и далее до пересечения с ул. Исаева как дублёр Коммунальной улицы — кратчайшего пути на Болшевскую эстакаду с Ярославского шоссе и Пионерской улицы.
Это объясняет и концентрацию торговых центров именно в этой части проспекта.
Таким образом, сегодня облик этой части города определяют функции обслуживания транзитного транспортного потока, тогда как по своим масштабам проспект Космонавтов по праву является наиболее крупным общегородским общественным пространством. Пространство это, однако, является артефактом несостоявшегося транспортного проекта, а не результатом естественной эволюции города, и не имеет соответствующего ему архитектурного завершения.
Разрешить эти противоречия нельзя одним изменением, предложения, представленные в буклете, демонстрируют только принципиальную возможность коренного преобразования проспекта без его разрушения или радикальной перестройки. Прежде всего, предлагается в максимальной степени исключить, «выдавить» с проспекта транзитный поток, следующий на Болшевскую эстакаду, ограничив его Коммунальной улицей.
Она не играет роли общегородского центра и имеет возможность для увеличения своей пропускной способности за счёт расположенных на ней наземных автостоянок. Это не идеальное решение — транзитных потоков, проходящих через город, не должно быть вовсе — но оно позволило бы, по крайней мере, сократить долю страдающих от них городских пространств и повысить, таким образом, качество жизни горожан; для полноценного же решения этой проблемы требуются меры более крупного пространственного охвата. Для потока, пересекающего проспект, можно было бы, напротив, создать режим наибольшего благоприятствования, организовав непрерывное одностороннее движение: на выезд из города — с ул. Горького (продолжения Пионерской ул.), на въезд — по проезду Макаренко, проезжую часть которого необходимо расширить до трёх полос в одну сторону вместо двух, что хотя и сложно, но представляется возможным. Это позволит осуществить фундаментальное изменение проспекта — превращение в пешеходную зону из фрагмента несостоявшейся транзитной магистрали, сохранив движение автомобилей только в его центральной части. Для его пересечения можно использовать как подземные переходы, так и специальную пешеходную эстакаду, выполняющую также роль обзорной площадки и удобной связи между крупными общественными зданиями.
Северная часть проспекта становится пешеходной эспланадой с большой площадью замощения, насыщенной различными видами парковой скульптуры и нестационарными объектами различного назначения. Южная часть, выходящая к Самаровскому озеру, может представлять собой, скорее, городской парк с различными тематическими зонами. Вместе с торговыми центрами и центральной частью проспекта парк и эспланада образуют единое пространство коммерческой и рекреационной активности, сделают проспект Космонавтов местом, привлекательным для целенаправленного посещения, достопримечательностью города, а не просто остановкой на трассе транзита. Обслуживание жилой застройки будет осуществляться по существующим внутриквартальным проездам, а в восточной части — по новым улицам, которые можно проложить в существующей застройке.
Важно отметить, что трассировка таких проездов не должна позволять использовать их как своего рода дублёр проспекта Космонавтов. Благодаря изменению схемы движения на проспекте, также удастся создать новый бульвар в створе ул.Горького (продолжение Пионерской ул.), сделав здесь соединение районов многоэтажной и малоэтажной застройки более комфортным. Загрузка торговых центров может осуществляться по принципу совместного использования части замощённых территорий эспланады — и пешеходами, и машинами (принцип shared space), или с оставлением тупиковых проездов, хотя этот вариант представляется менее желательным. Для обслуживания северной части должен использоваться подъезд по ул. Исаева, южной — с Силикатной ул., которую для этого также будет целесообразно соединить через проезды в малоэтажной застройке с ул. Орджоникидзе в Костино. Для хранения автомобилей могут использоваться существующие и новые многофункциональные комплексы с многоэтажными надземными автостоянками, а также подземные этажи новых общественных зданий.
Проспект предлагается наполнить и новыми градостроительными акцентами — жилыми домами вдоль его восточной стороны, многофункциональным комплексом мэрии с конференц-центром, крытым пассажем, объединяющим одноэтажные торговые пристройки. Новое озеленение превратит шестиполосную, но не используемую магистраль в экологический коридор, соединяющий ключевые элементы природного каркаса города — «Лосиный остров» и долину р. Клязьмы, сделает его частью общегородской пешеходной «зелёной» инфраструктуры и одним из лучших мест в городе.
Завершить созданную десятилетия назад пространственную ось предлагается Национальным музеем космонавтики и ракетостроения. Масштаб музея, в котором необходимо разместить столь крупные объекты, как знаменитая ракета Н-1 для полёта на Луну высотой более 100 м и система «Буран», и его международный статус потребуют соответствующего по размерам и качеству благоустройства городского окружения. Преображённый проспект Космонавтов, безусловно, сможет выполнить эту роль.
В итоге, уникальная судьба проспекта соединится с космической историей города, создавая ещё один градостроительный объект, которому, как и парку на территории Акуловского водоканала, в мире не будет достойных аналогов.
Генплан улицы Космонавтов: предложение
Схема генплана Москвы 1971 года
Аналоги
1-2. Реконструкция площади в городе Клэпхэм (Clapham), Великобритания, на основе принципа совместного использования пешеходами и автомобилями: существующее положение (01) и предложение (02).
Аналоги новой застройки на проспекте:
3. Проект Виэр Тауэрс, Лас-Вегас, США. Арх. Х.Ян.
4-5.Проект торговой галереи Боргинель в Париже, арх. Валод и Пистр.
6. Примеры благоустройства для использования на пешеходной эспланаде.
7. Предложения по видам используемых кустарников
Схема зонирования: существующее положение. Предложение
Схема движения транспорта Существующее положение. Предложение
Транзитные потоки автотранспорта
Изменение в случае реализации предложений по реорганизации движения на проспекте Космонавтов
Вид от ул. Исаева в сторону Музея космонавтики
Вид от Силикатной улицы в сторону монумента “Первый искусственный спутник Земли”.
Источник: ЮБиК