Городские дороги — одна из самых больных тем, на которую в редакцию
приходит много писем. На вопросы жителей мы попросили ответить
Главу
города Александра Морозенко. В течение полутора часов Александр
Фёдорович говорил о состоянии городских дорог и о тех изменениях,
которые ждут транспортную систему Королёва.
— Александр Фёдорович, с 1 июня часть дорог, ранее
находившихся в ведении Московской области, передана на баланс нашего
города. Прибавит ли это нам новых проблем?
— Перед тем как ответить на этот вопрос, предлагаю посмотреть
на ситуацию шире. Почему, собственно, именно дороги беспокоят наших
жителей? Почему так не занимают рост цен, девальвация рубля или,
скажем, проблемы в сфере образования? Ответ тут может быть такой: мы по
этим дорогам каждый день ходим.
Не думаю, что в Королёве дороги хуже, чем в других городах
области. Я уже не раз говорил, что проблема наша в том, что мы, решая
государственные, федеральные задачи, находимся в областной системе
местного управления. И в этой иерархии город Королёв рассматривается
как источник средств для регионального бюджета. Хочу ещё раз напомнить,
что, собирая 12 миллиардов рублей налогов всех уровней, город оставляет
себе чуть больше 1 миллиарда. Область забирает по максимуму, Королёву
оставляя минимум.
Когда нам говорят про дороги, которые мы должны срочно приводить в
порядок, возникает вопрос. Есть у нас улица Пионерская, бывшая
областная трасса. Проезжают по ней не только жители Королёва — мы
составляем меньшую часть транспортного потока. А ремонтировать её мы
должны за свои средства. А это огромные деньги. На сегодняшний день
завершена первая фаза реконструкции городских дорог: построены
Болшевский путепровод и развязка на Ярославском шоссе. В первое
строительство было вложено порядка 200 миллионов рублей из
муниципального бюджета, во второе — примерно 300 миллионов из городской
казны. Остальную часть финансирования составляли деньги Московской
области, это был совместный проект.
Вторая фаза — непосредственно реконструкция улицы Пионерской.
Только для проведения работ на участке от Ярослав-ского шоссе до улицы
Терешковой нужно три миллиарда рублей. А это два городских бюджета.
Поскольку область передала эту дорогу нам, вся нагрузка по её
содержанию и ремонту ложится на муниципалитет.
— Насколько реально в ближайшем будущем увидеть обновлённую улицу Пионерскую?
— Очевидно, что город не в состоянии реконструировать улицу в
одиночку. Проектное решение предусматривает шестиполосное движение: по
три полосы в каждом направлении. Проект, который нам разработал
областной «Автодор», при государственной экспертизе получил много
замечаний. Поэтому он подлежит изменению, специалисты сейчас над этим
работают. Точный срок реализации пока сложно назвать. Я не уверен, что
нам необходимо немедленно реконструировать Пионерскую. Это наша
городская улица, и мы должны исходить из интересов людей, которые здесь
живут. Улица должна соответствовать нормальным требованиям. Представьте
себе, что мы организуем там многополосное движение — повысится уровень
шума и выхлопов. Необходимо будет либо расселять жителей близлежащих
домов, либо устанавливать специальные стеклопакеты, которые защитят
квартиры от шума и плохой экологии. И вот мы всё это сделаем, а ездить
там будет кто? Сегодня улица Пионерская — это связь Мытищ и Щёлкова,
хордовая дорога. Мы будем отстаивать статус Пионерской не как дороги, а
как улицы. И тогда за проезд по ней большегрузный транспорт будет
платить по установленному тарифу. Сейчас у города есть минимум средств,
на которые необходимо провести ямочный ремонт муниципальных дорог, и
содержать в порядке переданные нам бывшие областные дорогие. В таких
условиях нужно правильно выбрать приоритеты.
— Значит, область сняла со своего баланса целый ряд дорог
и передала в руки нашего города, который и будет оплачивать их ремонт и
текущее содержание?
— Передала — не совсем уместное слово. Судите сами: только на
содержание этих дорог раньше расходовалось около 20 миллионов из
областного бюджета. Но «передача» магистралей привела к сокращению
финансирования в десять раз, которое составляет сегодня всего 2 млн
рублей. Теперь давайте посмотрим, в каком состоянии находятся дороги в
нашем городе. Проблемные места — улицы Советская и Станционная, в каком
они виде, объяснять не нужно. Это бывшие областные дороги. Улица
Шоссейная — то же самое. Дороги переданы в плохом состоянии. Вот вам
пример — улица Мира: та часть, которая нам принадлежит,
заасфальтирована, а часть, которая находилась в ведении Московской
области, — там как будто Мамай прошёл.
— Что можно сказать о дорогах, которые уже не первый год находятся в ведении города, о муниципальных трассах?
— Нашим городским дорогам мы всегда уделяли много внимания. Но
есть одно обстоятельство, которое осложняло содержание городских дорог.
Нам приходится переделывать то, что было сделано некачественно ещё в
советское время. К примеру, на улице Дзержинской и проезде Макаренко
вообще нет ливнёвок. Понятно, что в прошлом, когда город только
отстраивался, предприятия были заняты возведением жилого сектора, а об
инфраструктуре думали в последнюю очередь. В 96-м году мы впервые
занялись вопросом ливневых стоков. Нам удалось понизить уровень
грунтовых вод в Завокзальном районе и отвести их. Старые дома, которые
раньше были в опасности, сейчас в норме, ведь в подвалах больше нет
воды. Но это стоит больших денег. Вообще, хочу сказать вот что: дороги
— это в действительности отражение отношений в самом государстве, это
барометр того, что происходит в стране.
Я не раз повторял, что жители Королёва, выйдя из дома и
отправляясь на работу, пересекают, причём не один раз, зоны
ответственности различных структур: сначала они выходят из подъезда и
оказываются на территории, принадлежащей управляющей компании или ТСЖ.
И тут голова у администрации болеть не должна, ведь в случае ТСЖ дом
полностью находится во власти жителей. Дальше они заходят в
муниципальную зону, потом региональную. Очень сложное и запутанное
законодательство в этом вопросе.
До 2006 года мы достаточно эффективно использовали возможности
нашей территории. Меня могут упрекнуть: мол, хочет за словами скрыться,
а нужно просто вложить деньги и начать работы. Но не всё так просто. Мы
обязаны следовать определённой процедуре: необходимо объявлять конкурс
на все работы и ждать сорок дней. Причём без наличия денег начинать
конкурс нельзя. А перечисление денег нередко задерживается.
— Каковы затраты на ремонт проблемных дорог и улиц?
— Конечно, своё слово сказал экономический кризис. Ранее городу
выделяли порядка 30 миллионов рублей на эти цели. Мы же на месте за
счёт дополнительных кредитов, инвестиционных программ доводили эту
сумму до 90 миллионов. Теперь же финансирование областью наукоградской
программы приостановлено, и это сказывается. Меня не пугало, что нам
передают областные дороги, а это 18 километров. По факту многие дороги
мы привели в порядок: улицы Ленина, Циолковского, Исаева, проспекты
Королёва и Космонавтов сейчас в нормальном состоянии. Согласен, что
проблемные участки — это Пионерская и внутриквартальные проезжие части.
На ремонт внутридворовых территорий у нас есть уже 15 миллионов. Это
позволит привести в порядок 30 тысяч квадратных метров.
— Не раз приходилось слышать от жителей такое предложение:
ремонт начинать не с центральных улиц, а с тех, что на периферии. Это
возможно?
— Давайте разберёмся в этой ситуации. Нужно понять, кто
собственник, скажем, внутриквартального проезда? Если следовать
Жилищному кодексу, то это люди, которые проживают в этих домах.
Внутриквартальные дороги, как правило, никто не паспортизировал, ведь
была традиция: мы называли весь комплекс двором. И дорога всегда
принадлежала двору. Теперь говорят: проведём межевание, эта часть улицы
будет принадлежать этому дому, эта — другому. Сразу возникает вопрос: а
детская площадка будет чья? Так что нужно определиться, кому что
принадлежит. Если городу, то муниципалитет будет включать обслуживание
этой территории в свой бюджет. Важно разъяснить ещё одно правило. Мы не
ведём работы на дорогах, которые проходят через строящиеся объекты.
Зачем закатывать дорогу асфальтом, если цементовозы, грузовики разобьют
её во время стройки? Такая ситуация на улице Декабристов. Там, где идёт
строительство, мы дороги ремонтировать пока не будем. Также нужно
понимать, что за территорию вокруг торговых объектов отвечают
предприниматели. 30 метров по периметру магазина — вот зона их
ответственности.
— Раз мы заговорили о дворах, то нельзя не сказать и о парковочных местах, в которых так нуждается город…
— Проблема эта одна из самых актуальных. Вопрос теперь только в
жителях. Как они решат, так мы и сделаем. Допустим, выберут парковку
внутри дворов. Это можно сделать, но не везде. Скажем, мы построили
паркинг в районе улицы Горького, 43, 45. Но на улице Пионерской такой
проект невозможен. Я удивляюсь жителям улицы Сакко и Ванцетти: у них
под окнами хаотично стоят машины. Но от цивилизованной парковки они
отказываются. Мы готовы начать строительство гаражных кооперативов и
продажу в них мест. Если к нам придёт инициативная группа и попросит
помочь, у нас есть целый набор конструктивных предложений — от
штабелёрного хранения до строительства многоэтажных парковок.
— Понятно, что условия финансирования сложны, да и
экономический кризис сказывается. Но какие конкретные планы будут
реализованы в ближайшее время?
— Первое. Будем разбираться с улицей Пионерской. Мы
рассматриваем перспективу создания дороги-дублёра для въезда в город.
Область передала нам дорогу вдоль водоканала, и её также планируется
использовать как выезд из Королёва. Где необходимо — будем делать
ямочный ремонт, к работам приступим в августе и будем приводить всё в
порядок до сезона дождей, то есть до октября. Обратим особое внимание
на левую часть проспекта Космонавтов и на периферию, то есть
микрорайоны и дворы.