Все мы знаем о том, что Королёв является наукоградом. Поэтому ни для кого не секрет: кроме бюджетных денег мы получаем дополнительно государственные субвенции. Это суммы, сопоставимые с бюджетом города.
При этом все мы видим, что дороги, стадионы, дворы, спортивные сооружения, здравоохранение, обеспеченность местами в детских садах у нас в гораздо худшем состоянии, чем, к примеру, в соседних городах.
Королёв – один из лидеров Московской области по уровню экономических показателей. Его доходы позволяют не только содержать город, но и делать отчисления на финансирование других городов Подмосковья. Как известно, доходная часть бюджета складывается из поступлений от физических и юридических лиц. Физические лица – это жители города, а юридические – это его предприятия, доходы которых создаются трудом жителей. То есть мы, королёвцы, своей работой обеспечиваем высокие доходы городского бюджета. Логично возникает вопрос – если мы хорошо трудимся, наполняем бюджет и плюс к этому получаем наукоградские субвенции, почему же у нас все так плохо?
Давайте попробуем разобраться на конкретных примерах по разным отраслям деятельности. Возьмем городские дороги. Состояние каждой магистрали зависит напрямую от общей транспортной системы города. Нельзя говорить о нормальных дорогах, если глобальные узлы транспортной системы – а в нашем случае это развязка на въезде в город и болшевский переезд – являются источниками проблем.
Переезд около
станции Болшево возводился на деньги государства.
Администрация города, которая гордо рапортовала о том, «какие мы молодцы, что построили мост», занималась лишь расселением домов в районе строительства. Надо сказать, что эта работа входит в прямые обязанности местной власти. При осуществлении федеральных проектов, расселение жителей с предполагаемой территории строительства и предоставление равноценных объектов предпринимателям осуществляют муниципалитеты, это практика и общемировая, и общероссийская. То есть сделали то, что обязаны были сделать, но записали себе это в актив, как особую заслугу.
Как мы видим, болшевский переезд проблему пробок не решил. Да, убрали один шлагбаум – у станции Болшево – но теперь водители стоят у другого, на фрязинской ветке, у Юбилейного. Вложены огромные государственные деньги, а проблема не решена. И все из-за того, что главы Королёва и Юбилейного не смогли договориться о таком проекте
развязки, который соединил бы города напрямую. К решению вопроса подошли непрофессионально, и в результате страдают жители Королёва и Юбилейного.
Другая проблемная точка – въезд в Королёв, который также строился на федеральные деньги. Еще один яркий пример непрофессионального, бессистемного подхода. Убрали светофор на Ярославском шоссе, но проблему пробок не решили. Теперь Ярославское шоссе двигается, зато стоит Пионерская улица. Въехав в город, автолюбители часами стоят в пробке. И снова государственные деньги потрачены бесполезно и бездарно.
Расширение Пионерской улицы можно было внести в проект строительства эстакады на въезде и получить под нее государственное финансирование. Но для этого нужно было вовремя решить вопрос с расселением ветхого фонда вдоль этой магистрали. Ведь о том, что развязка на въезде в город будет строиться, было известно еще 10 лет назад. Но тогда Глава Королёва занимался тем, что раздавал каждый свободный клочок земли под застройку – это было намного выгоднее, чем заниматься расселением ветхого фонда на Пионерской улице. О глобальном развитии города не думали, жили сиюминутной выгодой. В результате, когда свободные земли в городе закончились, оказалось, что привлечь инвесторов на Пионерскую улицу нечем – расселение ветхого фонда там, где нельзя возвести высотки, нерентабельно. Поэтому не получилось на федеральные деньги решить городскую проблему – свою часть работы власти не сделали.
Когда раздавали все свободные пустыри под застройку, не думали о том, чтобы аккумулировать поступающие за счет строительства средства и пустить их на расселение Пионерской улицы. Думали лишь о том, как набить карманы побыстрее. В каждом строящемся объекте, согласно инвестиционному контракту, доля города составляла от 18 до 25% квадратных метров. Но к окончанию строительства эти квадратные метры «испарились». Заключены дополнительные соглашения, согласно которым подведенные к объектам теплотрассы, энерго- и водоснабжения признаны существенным вкладом в инфраструктуру города. Таким образом, доля города в размере от 18 до 25% сокращалась до двух-трех квартир.
Была и другая схема ухода от долей города, в частности, ее применили в случае с «
Олимпом». Квадратные метры города в этой элитной высотке были оценены всего по 400 долларов и выкуплены у
администрации самим застройщиком. Доля города вместо сотен миллионов рублей составила всего 60 миллионов, но даже этих денег королёвский бюджет не получил, так как строительная компания, как всем известно, проходит процедуру банкротства. Понятно, что при такой стратегии аккумулировать средства на расселение Пионерской улицы было невозможно. В результате упустили возможность войти в государственную программу: кто же включит туда «двоечников», которые элементарные задачи решать не могут (или не хотят)?
Также, как вы понимаете, за счет бурного строительства можно было решить жилищные проблемы королёвских очередников. Но при таком подходе, когда город постоянно отказывался от своих долей, это оказалось невозможным.
Никто не хотел мыслить глобально, все гнались за сиюминутной выгодой. Назначения на ключевые посты в городе проводились не исходя из профессиональных качеств претендентов, а по принципу «ну как не порадеть родному человечку». «Свои» люди Главы далеко не всегда оказывались профессионалами высокого уровня. То, что самыми серьезными отраслями наукограда руководят некомпетентные люди, сказалось на качестве жизни города. Сегодня мы получили результат этой бездарной политики.
Например, ВДРУГ выяснилось, что очередь на места в детских садах достигает трех тысяч человек. Даже строя два-три детских садика в год, мы сможем решить проблему лишь через несколько лет, когда сегодняшние ребята, ждущие очереди, уже пойдут в школу. Неужели не знали наши специалисты в администрации, какая будет потребность в детских садах, не прогнозировали ситуацию? Ведь социологические исследования проводим ежегодно, тратим время, деньги, привлекаем серьезные организации. Значит, данные соцопросов никак не учитываются в работе профильных комитетов. Это и есть непрофессиональный подход: потребности населения не учитываются, нет долгосрочного прогнозирования, никто не думает о том, что будет завтра.
Теперь поговорим о спорте. Самая большая проблема здесь – реконструкция стадиона «
Вымпел». Спортивный объект такого уровня городскому бюджету не потянуть. Дворцы спорта, спортивные центры строятся исключительно за счёт областных или федеральных субвенций – это общее для страны правило. За последние годы на средства федерального бюджета современные спортивные объекты построили в Мытищах, в Щёлково, в Пушкине, Юбилейном, Ивантеевке, Егорьевске, Красноармейске.
Субвенции выдают тем, кто показывает результат и демонстрирует готовность к работе. Помощь от региона или государства – это своеобразный знак доверия, положительная оценка того, что уже сделано. Может ли Королёв претендовать на такое доверие, если за последние годы, несмотря на строительный бум, не построено ни одного физкультурно-оздоровительного комплекса, ни одного бассейна? Не сделаны элементарные вещи: не восстановлены хоккейные коробки во дворах, не финансируются городские команды, десять лет не могут сделать роллердром, чтобы молодежь не каталась в опасных условиях у памятника С.П. Королёву. В главном бассейне города – на «Вымпеле» – четыре года не работает вентиляция, дети дышат хлором!
(Хлор – ядовитый газ, в два с половиной раза тяжелее воздуха. То есть в помещении он опускается вниз, в случае «Вымпела» – стелется над гладью воды. Вдыхание больших доз хлора приводит к мгновенному летальному исходу, регулярное вдыхание малых доз – к трахеитам, ларингитам, заболеваниям легких. – прим. авт.).
Из-за бездействия городской власти Королёв постоянно оказывается в положении «двоечника»: кто доверит осуществление серьезного проекта в области спорта людям, которые не могут решить элементарные проблемы?
Очень легко кивать на несовершенство законодательства, которое, якобы, мешает решать те или иные вопросы. Однако мы видим, что там, где хотят работать и создавать – создают. В других городах ремонтируются дороги, строятся детские сады, больницы, школы, стадионы. А мы имеем то, что имеем, а винить в этом некого.
Через год будут выборы в
депутатский корпус Королёва. Что смогут предъявить депутаты своим избирателям, если многие весь срок своего депутатства занимались только решением личных вопросов – получали квартиры и участки от города, пользовались автомобилями, купленными для городских нужд, ездили за счет бюджета в поездки, продвигали свой бизнес? Депутаты перед телекамерами обещали поднять с колен медицину, добиться реконструкции «Вымпела», отремонтировать дворы и дороги, но ни одно обещание не выполнено.
Какое-то время можно вводить людей в заблуждение, но приходит срок, и жизнь все ставит на свои места и всему ставит свою оценку. Деятельность Главы города свою оценку уже получила. Важно, чтобы из произошедшего были сделаны правильные выводы, извлечен урок. Оставшиеся у власти должны понять: то, что произошло с Морозенко – результат его собственной политики. Никакая оппозиция не была бы страшна Главе, если бы в результате его руководства город процветал. Тогда сами люди бы не дали рта открыть оппозиции, встали бы на защиту руководителя. Но поскольку Глава все эти годы плевать хотел на мнение людей и проводил антинародную политику, он получил закономерный и ожидаемый результат.
То, что Королёв находится на грани социального кризиса, стало ясно еще в марте 2008 года, после выборов на пост Главы. Результаты, полученные Морозенко – чуть более 20% голосов – указывали на потерю доверия населения и недовольство проводимой политикой. Но Глава не сделал выводов из очевидных фактов и продолжил свою деятельность в прежнем ключе. Через год недовольство населения достигло пика – на митинг 11 апреля вышло несколько тысяч человек. Это уже настоящий социальный взрыв. Когда в акции протеста участвуют 20-50 человек, это недовольство отдельных людей, когда протестовать выходят 200-300 – недовольство некоей категории людей (обычно столько участников собирают митинги обманутых дольщиков), когда на улицы выходят тысячи – это коллапс, показатель того, что политика власти на грани краха. Но даже этот красноречивый факт не повлиял на позицию Главы. В результате состоялся второй митинг, столь же многочисленный и еще более категоричный.
Итог всем известен – решением суда Морозенко отстранен от должности и ожидает конца следствия.
Королёв при всех его благополучных экономических показателях в социальной сфере находится в положении отстающего города. Нужно смотреть правде в глаза: ситуация тяжелая. Чтобы догнать другие города, потребуется большой труд. Чтобы осуществить прорыв, придется в первую очередь решить кадровый вопрос, потому что даже самый талантливый руководитель не может решать сложные задачи без сильной команды. Мы слишком пострадали от действий непрофессионалов у власти, чтобы повторять прежние ошибки. Команда должна набираться по конкурсу. Руководящие посты в городе должны занимать люди, уже зарекомендовавшие себя в своей профессиональной сфере, имеющие опыт работы и реализованные серьезные проекты в активе.
Нам нужно определить приоритеты на ближайшие годы. Принять программы развития – медицины, спорта, дорог, других отраслей – с учетом долгосрочного прогноза и пожеланий жителей. Ежегодно одно направление деятельности брать как основное – это общегосударственная стратегия развития, которая уже хорошо себя зарекомендовала и дала результаты. Нам сейчас обязательно нужно идти в ногу с Правительством России, иначе так и останемся в положении отстающих. Нужно определиться, где мы можем решить вопросы сами, а где городу выгоднее войти в федеральные и областные целевые программы развития. Принять меры к тому, чтобы соответствовать требованиям этих программ.
Важно также сделать деятельность власти прозрачной и чаще обсуждать с жителями вопросы развития города.
Если коротко: определить приоритеты, наметить задачи, набрать под их выполнение профессиональную команду и контролировать ее работу, постоянно поддерживая обратную связь с населением.
Я думаю, что это задачи вполне выполнимые. Верю, что все получится и жители Королева будут жить так, как они этого заслуживают. Уже сейчас нам удалось добиться больших перемен. Жители уже доказали, что судьба города им небезразлична и что власть не имеет права игнорировать общественное мнение. Поэтому есть все основания надеяться на лучшее будущее для Королёва.