Лифт — средство повышенной опасности. Эта истина довольно странная. Ведь люди пользуются лифтом совсем не для того, чтобы подвергаться опасности. Лифт — это удобно. Он экономит силы и время жителя многоэтажного дома. Лифт не должен быть опасен. И задача эксплуатирующей организации эту безопасность обеспечить.
Но, к сожалению, любое лифтовое хозяйство испытывает те или иные трудности. О том, как обстоят дела с обслуживанием и эксплуатацией лифтов в нашем городе, мы поговорили с руководителем ОАО «Жилсервис» Александром Юклановым, начальником службы лифтового хозяйства «Жилсервиса» Тамарой Сергеевой и заместителем директора ООО «Королёв-лифт» Виктором Шубиным.
Т.С. На обслуживании ОАО «Жилсервис» находится 276 лифтов, один из которых вышел из строя вследствие пожара из-за вандальных действий.
Кроме того, 16 лифтов в доме 5/16 по улице 50-летия ВЛКСМ, так называемой китайской стене, с 2004 года «законсервированы» и сняты с технического обслуживания. Основанием для остановки этих лифтов послужило заключение специализированной экспертной организации о их непригодности к дальнейшей эксплуатации.
А.Ю. С 2006 года по программе развития города Королёва как наукограда заменено 6 лифтов, по постановлению Правительства Московской области от 1 марта 2007 года №122/5 — 16 лифтов, что составляет малую долю от фактической потребности.
В соответствии с постановлением Правительства РФ №782 «Об утверждении технического регламента о безопасности лифтов», лифты со сроком эксплуатации свыше 25 лет должны быть заменены в течение 5 лет. В настоящее время в жилищном фонде, обслуживаемом ОАО «Жилсервис», находятся 135 лифтов, срок эксплуатации которых превысил 25 лет, в том числе 64 лифта, срок эксплуатации которых превысил 33 года.
— На какие средства должна осуществляться замена лифтов?
А.Ю. Согласно Жилищному кодексу, ремонт общего имущества в многоквартирном доме оплачивается за счёт средств собственников. Так как лифт относится к общему имуществу, оплачивать его ремонт или замену должны собственники помещений.
Т.С. Но средств, собранных с жильцов по статье «капитальный ремонт», достаточно только на проведение диагностики лифтов, отработавших срок безопасной эксплуатации.
А.Ю. Замена одного лифта стоит примерно полтора миллиона рублей. Если взять в качестве примера «китайскую стену», в которой 16 подъездов, на замену половины лифтов в доме (их по два в каждом подъезде) потребуется 24 миллиона рублей.
Такие средства с жильцов собрать практически нереально, так как помимо лифтов они должны оплачивать все остальные ремонтные работы, проводящиеся в доме, а это капитальный ремонт изношенных систем горячего и холодного водоснабжения, ремонт кровель, подъездов. Поэтому я считаю, что необходима целевая программа на государственном, областном или городском уровне, которая бы позволила выполнить работы по поэтапной замене лифтов, отработавших срок безопасной эксплуатации. Так как для собственников жилых помещений такая финансовая нагрузка оказалась непосильной, необходима поддержка из бюджета.
Несомненно, что финансовое обеспечение — одно из главных условий нормального функционирования лифтов, но другая, не менее важная задача, стоящая перед собственниками жилых помещений, — обеспечение их сохранности.
Т.С. В 2009 году ремонт лифтов после хулиганских действий обошёлся ОАО «Жилсервис» в 789 655,80 рубля, за 11 месяцев 2010 года — в 512 261 рубль. Приходилось восстанавливать сожжённые лифтовые кабины, сломанные двери, разбитые светильники и т.д.
— Хватает ли лифтёров и диспетчеров?
Т.С. Штат обслуживающего персонала укомплектован полностью. У нас два диспетчерских пульта, оснащённых АСУД-248 (автоматической системой управления). За работой всех 276 лифтов посменно наблюдают 8 диспетчеров. Обслуживают лифты 40 лифтёров. АСУД-248 удобна ещё и тем, что мы всегда можем обеспечить переговоры диспетчера с пассажиром лифта.
— А что делать, если связь с диспетчером не работает, а лифт остановился?
Т.С. Такого не бывает. Если связь не работает, лифт к работе не допускается.
В.Ш. АСУД — система многофункциональная. Она обеспечивает контроль за работой лифта, переговорной связи, не санкционированным проникновением посторонних лиц в машинные помещения и шахты лифтов и т.д.
А.Ю. Несмотря на то что принимаются все меры по продлению срока безопасной эксплуатации лифтов: регулярно проводятся экспертизы и капитальные ремонты, все лифты, отработавшие нормативный срок, подлежат замене. К сожалению, вопрос о финансировании этих работ в настоящее время остаётся открытым.