13 января депутаты
городского Совета приняли в первом чтении проект Устава г. Королёва, в котором предлагается новая модель формирования органов местной власти. Одно из существенных изменений, внесённых в документ, — появление в структуре исполнительного органа власти новой должности — руководителя
Администрации города. Таким образом, полномочия и функции Главы города и руководителя Администрации города будут разделены. Принципиальные изменения коснулись и выборной системы в муниципалитете: согласно новому проекту Устава, Глава города будет избираться из числа депутатского корпуса.
Такие изменения в проекте главного документа наукограда вызвали немало вопросов у городской общественности.
Пресс-служба Совета депутатов запланировала обсуждение проекта Устава в форме проведения круглых столов. На первое заседание круглого стола были приглашены представители городских СМИ и депутаты городского Совета. Во встрече приняли участие юрист-эксперт Института проблем политического управления Владимир Чувилин, депутаты Александр Маслов, Людмила Гомза, Анатолий Елчин, Олег Гусаров, Евгений Осипов. Средства массовой информации представляли Светлана Лазарева (Королёвское радио), Владимир Кузнецов («Королёв-ТВ»), Елена Филиппова («Калининградская правда»), Геннадий Тюмин (Экспресс-ТММ), вела заседание круглого стола журналист пресс-службы Совета депутатов Элла Сухорученкова.
Элла Сухорученкова: Мы собрались, чтобы обсудить предложенную в новом проекте Устава г. Королёва модель местного самоуправления. Насколько актуально введение этой системы именно в нашем городе? Каковы её преимущества и недостатки? В чём принципиальное отличие от прежней модели?
Геннадий Тюмин: По новому проекту Устава Глава города будет избираться из числа депутатов Совета, а не прямым голосованием жителей. Нет ли здесь ущемления демократии?
Владимир Чувилин:
— Прежде всего нужно обратить внимание на правовой аспект вопроса. Инициатива депутатов городского Совета полностью лежит в рамках российского законодательства. Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» позволяет формировать исполнительные органы власти по двум вариантам. По первому глава муниципального образования — Глава города, избирается прямым голосованием и руководит Администрацией города. По второму варианту он избирается городским Советом из числа депутатов, организуя деятельность городского Совета, формируя стратегию развития города. Глава города действует как политик, общественный деятель. При этом в структуре исполнительной власти появляется новая должность — руководитель Администрации. Это наёмный муниципальный служащий, принимаемый на работу на конкурсной основе. Он — управленец, профессионал в сфере городского хозяйства, освобождённый от представительских функций. Президент Дмитрий Медведев отдаёт однозначное предпочтение второму варианту, считая эту модель разумным разделением властей. Из 24 тысяч муниципальных образований 9 тысяч в 2009 году уже перешли на новую систему.
Александр Маслов:
— Об ущемлении прав граждан и демократических свобод говорить не приходится. Дело в том, что Глава города избирается из числа депутатов Совета, проходя выборы в своём избирательном округе. А это серьёзное мероприятие — избиратели знают всю подноготную кандидата, все подробности о нём. Второе испытание на прочность кандидат на должность Главы города проходит, когда за него голосуют коллеги из депутатского корпуса. Они представляют интересы разных групп населения, разных партий и общественных объединений. Поэтому угрозы для демократии в процедуре выбора Главы города нет.
Людмила Гомза:
— Хочу дополнить высказывание коллеги. Сегодня большинство муниципалитетов Российской Федерации перешли на новую систему формирования органов власти. Возьмём, к примеру, наших соседей: в Пушкинском районе, Домодедове, Сергиевом Посаде и ряде других муниципальных образований Подмосковья уже работают по-новому. Мы много общаемся с коллегами-депутатами из соседних районов, представителями исполнительной власти и выяснили — они очень довольны тем, что перешли на эту систему.
Владимир Чувилин:
— Такая система широко внедрена во многих странах — в США, Великобритании, в Западной Европе, странах Скандинавии. Уж их-то трудно упрекнуть в «зажиме» демократии. Новые принципы формирования власти не нравятся городской оппозиции, её сторонники почему-то видят в этом какой-то подвох. Между тем зарубежный опыт и опыт реализации такой формы управления в Российской Федерации доказал успешность функционирования данной системы.
Елена Филиппова: Мы обсуждаем новую для нашего города систему управления муниципальным образованием, которая предполагает разделение полномочий Главы города и руководителя Администрации. В чём конкретно они будут заключаться? Не получится ли дублирования функций и, как следствие, «перетягивания каната»?
Олег Гусаров:
— Их полномочия не пересекаются. Руководитель Администрации занимается только городским хозяйством. Ведь жителей прежде всего волнуют не политические вопросы, а насущные: будут ли в городе свет, тепло, будут ли улицы чисты и безопасны. Мы не изобретаем пороха — эта система с разделением полномочий себя уже зарекомендовала. Дублирования функций и «перетягивания каната» не будет — Глава города и руководитель Администрации решают разные задачи. Кроме того, Глава города — избираемая должность, руководитель Администрации — назначаемая.
Людмила Гомза:
— К руководителю Администрации предъявляются высокие требования. Он должен иметь управленческий, хозяйственный опыт, стаж работы на руководящих муниципальных должностях. На это место не может прийти человек «с улицы».
Александр Маслов:
— У Главы города функция представительная. Он определяет направление развития города, организует привлечение инвестиций в бюджет, заботится о внешних инвестициях, представляет город в федеральном центре.
Владимир Чувилин:
— По сути дела, город Королёв 10 лет не участвовал в федеральных программах и программах Губернатора Московской области. Возьмите другие города Подмосковья (Одинцово, Чехов, Мытищи, Лобню) — по этим программам построены дворцы спорта, ледовые дворцы, заселяются новые микрорайоны. В наукограде Королёве — застой. Это следствие неправильно выстроенных отношений руководителя города с органами государственной власти, а страдают от этого жители.
У главы Администрации — функция больше хозяйственная. Городской управляющий не вмешивается в политику, освобождён от представительских функций, занимается вопросами жилищно-коммунального хозяйства, проблемами жизнеобеспечения города.
Кандидатура руководителя Администрации утверждается конкурсной комиссией, которая на две трети состоит из депутатов городского Совета, на треть — из представителей областной Думы и Правительства Московской области.
Владимир Кузнецов: Чем не устраивала депутатский корпус прежняя система формирования власти?
Людмила Гомза:
— Ещё в период предвыборной кампании, проводя встречи с избирателями, мы слышали от горожан один и тот же вопрос: «Когда же в городе будут перемены?» В Королёве накопилось очень много проблем. Исполнительная власть недорабатывает, люди вынуждены обращаться за помощью к депутатам. Вопросы в городе должны решаться более оперативно. Премьер Путин, объезжая российские города, особое внимание уделяет тому, как решаются вопросы на местах, не заставляют ли чиновники людей ходить по бесконечным инстанциям. Мы думаем, что новая модель власти в городе будет более эффективной.
Анатолий Елчин:
— Яркий пример — сегодняшняя ситуация в Египте. Проблемы в стране не решались годами, что привело в конце концов к социальному взрыву. Думаю, что мы можем и должны решить проблемы города цивилизованным путём. На протяжении нескольких месяцев депутаты городского Совета вели большую работу по подготовке изменений в Устав. Городу нужен хозяйственник! Хотелось бы отметить, что новая должность — руководитель Администрации, управленец — назначаемая. Если он не справляется со своими обязанностями, его можно отозвать и назначить другого человека. С Главой города сложнее — эта должность выборная.
Элла Сухорученкова: Если новый проект Устава будет принят, выборных кампаний в городе станет на одну меньше?
Людмила Гомза:
— Да, и это позволит сэкономить значительные средства, которые могут пойти на ремонт дорог, развитие спорта, строительство детских площадок. Как показывает практика, выборы в муниципалитете обходятся бюджету приблизительно в 2 миллиона долларов.
Светлана Лазарева: Кто будет заключать контракт с руководителем Администрации и кому он будет подотчётен? Будут ли федеральные и региональные власти иметь возможность вмешиваться в систему управления городом, во взаимоотношения руководителя Администрации и депутатского корпуса?
Владимир Чувилин:
— Контракт с главой Администрации заключает Глава города. Кандидатура городского управленца утверждается на Совете депутатов. Руководитель Администрации подотчётен Совету депутатов, Главе города, контрольно-ревизионной комиссии. Согласно федеральному закону, вмешательство в работу органов местного самоуправления недопустимо.
Александр Маслов:
— Наиболее сложной задачей будет удачный выбор городского управленца. Здесь очень важна преемственность хозяйственной политики города. Горожане должны быть уверены: кто бы ни пришёл затем к власти, у людей в квартирах будут свет, тепло и вода.
Хотелось бы отметить, что инициатором изменений была фракция «Единая Россия», городской политсовет, Московское отделение партии.
Людмила Гомза:
— Все изменения в Устав принимались с особой тщательностью. Мы провели десятки консультаций, обсуждений.
Геннадий Тюмин: Говоря о новой редакции Устава, депутаты подчёркивают антикоррупционный характер документа. В чём это заключается и действительно ли новая модель формирования власти поможет победить коррупцию?
Анатолий Елчин:
— Соглашусь с Президентом нашего государства Д.А. Медведевым. Пока что полностью победить коррупцию невозможно, но можно сократить её до разумных пределов. Новая система в городе сократит коррупционность, потому что люди во властных структурах будут подконтрольны. Предлагаемая система достаточно прозрачна.
Элла Сухорученкова: Подведём итоги нашего круглого стола. Инициатива депутатов городского Совета лежит в рамках российского законодательства. Сегодня сотни городов страны живут по-новому. Каким будет принцип формирования власти В НАШЕМ ГОРОДЕ — зависит от мнения КОРОЛЁВЦЕВ и решения Совета. Этот вопрос будет главной темой публичных слушаний, которые пройдут в городе 25 февраля.
См. также: