Важной чертой проходящего фестиваля «Звёздный калейдоскоп Юбилейного» стали мероприятия не только развлекательного, но и образовательного направления - мастер-классы, семинары, открытые занятия.
20 марта в школе № 1 состоялся семинар-тренинг для участников конкурса учебно-исследовательских и проектных работ. Необходимость его проведения назрела давно. Каждый год в Юбилейном на конкурс представляются проекты и исследования учеников всех школ города, и их количество постоянно увеличивается. Но не все работы отвечают требованиям именно проектной и исследовательской деятельности. Иногда в окончательном оформлении теряется первичная задача, результаты и т.п. Именно поэтому Учебно-методический центр при поддержке Управления образования, культуры спорта и работы с молодёжью предложил провести такой семинар-практикум.
В зале практически сразу сложился общий круг общения. Для поиска истины и учёбы по жребию (без учёта представляемого образовательного учреждения) были созданы команды учеников и учителей. Каждая команда сообща искала ответ. В первой части семинара общими усилиями были найдены определения таких основных понятий, как «исследование», «проблема», «проект», «задача», и изучена методология исследовательской и проектной деятельности: какие вопросы должны стоять на определённых этапах работы, чем отличается исследование от проекта (в основном результатами: в первом случае — это новое знание, во втором — практическое решение, готовое к применению в жизни). Подробно была разобрана структура отчёта о проделанной работе.
Полученные знания все смогли опробовать и закрепить на практикуме. Для общей разработки была предложена тема «Заснеженный город Юбилейный». Оказалось, что при рассмотрении сначала трудно даже выделить направление — так много вопросов возникло у каждой команды. Главное, было перейти от общей проблемы (никак не зависящей от участников) — «много снега» — к частным вопросам, которые возможно решить. Общими усилиями, идя по разветвлениям возможных исследований, для конкретной реализации была определена единственная проблема — «уменьшение последствий падения человека на заснеженных улицах города». Она, в свою очередь, могла стать темой для исследования (например, укрепление сопротивляемости организма человека с помощью витаминов или физических упражнений) или для проекта (разработка конкретных приспособлений — так были предложены толстые куртки-дутики или подушки безопасности).
Практическое дело захватило всех, в зале сложилась удивительная атмосфера обсуждения — дети и взрослые стали единой командой. Серьёзные предложения сопровождались смешными комментариями, одна мысль тут же подхватывалась десятком разработок. И главное, все точно увидели ту самую методологию, которая так трудно воспринималась в начале.
Все участники семинара-практикума с благодарностью говорили об организации такого необычного мероприятия, а все учителя отметили, что нашли для себя вопросы, которые будут изучать более глубоко.
Источник: газета "Спутник"