Сейчас представляется, что в третьем городке сквер был всегда. Мы к нему, родному, привыкли. Через него ходим по делам, отдыхаем в тени деревьев, любуясь цветами и фонтаном, гуляем с детишками, встречаемся с друзьями. В будни и праздники. Да, именно когда речь заходит о проведении городских праздников, то где, как не в сквере...
По плануСквер и правда появился давно, но не так, как кажется. В 1986 году НИИ-4 для продолжения жилищного строительства был выделен земельный участок в районе частных и дачных домиков по Генеральному плану застройки территории новыми многоэтажными зданиями 101-й серии. Тогда-то вместе с городком № 3 начал появляться и сквер. Выглядел он поначалу не совсем так, вернее, совсем не так, как теперь. Можно сказать, что сквер до 90-го года был просто местом отдыха.
— Я приехал в Болшево и сначала наблюдал, как застраивались городки, а потом и принимал в этом активное участие, — вспоминает Борис Игнатьевич Голубов. (Кто, как не первый Глава нашего города, знает подробности создания центрального сквера). — Кстати, построить и пронумеровать городки планировалось до № 7. С № 3 по № 6 — на месте третьего микрорайона, а седьмым городком Юбилейного должна была стать часть Королёва между улицами Маяковского, Ленинской и железной дорогой.
Уже будучи Главой Администрации Борис Игнатьевич узнал, что схема генерального плана строительства пятого городка, где сейчас расположен сквер третьего микрорайона, разрабатывалась в Воронежском институте «Инжпроект», а утверждалась Советом народных депутатов поссовета Болшево-1.
Людмила Васильевна Иванова, которая жила в частном доме, помнит, как её и соседние дома расселяли в 70-80-е годы, освобождая место для многоэтажек и обозначенного на схеме развития города сквера. Росли большие дома. Но между ними ещё некоторое время доживали свой век «зимники и летники» дачного кооператива «Ленинец».
Сквер, вернее, очередной парк, создавали всем миром. Всё, что ни затевали начальники, подхватывали жители. Инициатором был поссовет под председательством Анны Даниловны Зиборовой и, конечно, владелец земли — НИИ-4. Планировкой и материальным обеспечением занимался хозяйственный руководитель полковник Елизаров. Сквер явился народным детищем. В посадке деревьев участвовали и взрослые, и школьники, служащие в/ч 25840, в том числе и Борис Игнатьевич.
— На субботниках мы создавали парк Победы, — вспоминает Голубов, тренер, профсоюзный деятель, научный сотрудник. — Странно, что название не прижилось. Люди работали дружно, весело, с удовольствием. Включали динамик. Время было бескорыстное, хотелось принимать участие в массовых мероприятиях. Сейчас молодёжи этого не понять. А нам было здорово! Закончили посадку в год Олимпиады. Вообще, сквер стал символом эволюции жизни нашего города — нашим «Гайд-парком» — традиционным местом политических митингов, празднеств и гуляний.
Парк Победы4 марта 1990 года Борис Голубов выиграл на альтернативных выборах по своему округу, стал депутатом и принял власть от председателя исполкома Александра Степановича Юдина.
— Я думал, что многое умею с точки зрения организации людей, — смущаясь по прошествии 23-х лет, вспоминает и смеётся Борис Игнатьевич, — и сразу прошёл испытание. На Совете депутатов мы решили не участвовать в первомайской демонстрации Калининграда (Королёва), как раньше, а организовать свою.
Илье Трофимовичу Богдановичу председатель исполкома дал задание «сварить» трибуну. Получилась небольшая, немного качающаяся на столбиках, но своя. Её поставили напротив Детской библиотеки. Автобусную остановку временно отнесли на главное шоссе чуть в сторону. Накануне шествия Борис Игнатьевич обратился к Николаю Андреевичу Волынцу, мол, ты, как председатель Совета, руководи парадом.
— Игнатьич, я уезжаю к матери помогать сажать, не могу, — ответил Волынец.
— Сань, — сказал Голубов Пименову, — тогда ты давай, как зам..
— Да я не публичный человек, научный сотрудник, что я буду вещать что-то?
— Да нет, вещать будут Волков, Боярский — начальник гарнизона, Коля Васильев, начальник политотдела, — пробовал уговорить Голубов, но тот ни в какую.
1 мая к 11 часам начальник института Лев Иванович Волков, начальник политотдела Аркадий Иванович Станкевич построили колонны по управлениям на площадке перед сберкассой и аптекой. А сами встали перед трибуной рядом с Андрюшенковым, депутатами, представителем Совета ветеранов и другими высокопоставленными лицами.
— Лев Иванович, — обратился Голубов к Волкову, — пожалуйста, поднимайтесь на трибуну.
— Нет, — отвечает он, — только после Вас. — Явно не хочет. Голубов попросил начальника гарнизона:
— Анатолий Юрьевич, прошу Вас.
— Вы же понимаете, я не могу впереди Льва Иваныча.
Голубов к начальнику политотдела:
— Аркадий Иванович!
— Ну, ты ж понимаешь, не могу, это же политика... Голубов к Андрюшенкову:
— Гарри Саныч, ты — демократ, профсоюзный лидер, давай!
А он говорит:
— Я с командирами.
Тогда Борис Игнатьевич приказал Пименову:
— Не хочешь говорить, просто пойдёшь со мной!
А Верховцеву:
— Ты воевал, не обращай внимания на субординацию! — и они поднялись на трибуну в окружении ветеранов.
Деревья в 90-м году были ещё маленькие, с трибуны открылся вид на море людей, готовых к маршу офицеров.
— Я как-то робею, — Верховцев замешкался. Возникла пауза. Голубов подошёл к микрофону. И вдруг нашлись слова, полились бурным потоком. Пришло вдохновение, ощутилась уверенность. Командиры раз-улыбались. Однако наступил главный момент — надо дать команду началу парада. Но, при стоящем рядом начальнике гарнизона, председателю исполкома делать это неудобно, и Борис Игнатьевич спокойно в микрофон, обращаясь ко всем, сказал:
— Друзья! По традиции военных городков годами натренированным военнослужащим (поймите, я первый раз здесь) предлагаю обычным порядком пройти мимо трибун. Начнём с первого управления! — И колонны чётко стали маршировать. Проходя мимо трибуны, молодые офицеры подбадривали новоявленного командующего: «Боря, привет! Держись! Молодец!», сделали круг, оставив в середине сквер.
С тех пор все празднования и торжества стали проводиться в сквере. Построили другую большую трибуну. С каждым годом сквер приобретал всё большее политическое значение. Видно было, что рождённые в Администрации идеи люди подхватывали потому, что это было им нужно.
Символ эволюцииВ сквере отмечались дни Победы в битвах под Москвой, на Курской дуге и другие даты. А к празднованию 50-летия Великой Победы.
— Не может быть города без собирающего всех памятника и храма, — подумал Глава Администрации, и, начиная с марта 1995 года, началась подготовка к установке закладного камня в конце центральной аллеи сквера, ставшей впоследствии её началом. Часовню планировали поставить у дороги (ул. Тихонравова), как принято. Позже выбрали лужайку Комсомольского парка во втором городке, чтобы к ней вёл Пушкинский бульвар. Потом же было найдено, так называемое, «чистое» место на Пушкинской, где построили уже не часовню, а храм.
С учётом дальнейшей замены закладного камня на памятник, вырыли котлован трёхметровой глубины и трёхметрового диаметра, в три ряда — крест на крест уложили 9 фундаментных блоков 60х40х240 см. Иван Трифонович Репников и Игорь Николаевич Разживин, полковник, бывший заместитель ракетного полигона Капустин Яр (Голубов называл его своей правой рукой) заказали камень, сделали надпись.
Открытие и освящение памятного камня состоялось 9 Мая. При большом скоплении жителей города, ветеранов, Голубов с Дворкиным сняли покрывало. Тогдашним начальником отдела культуры Ларисой Семёновной Сергеевой было придумано красивейшее, торжественное и не менее трогательное перенесение горящих свечей в саркофаге из оргстекла, чтобы их не задул ветер. От камня через весь сквер до трибуны, которая тогда уже занимала своё постоянное место на автобусной площади, двигался огонь свечей, чтобы гореть на протяжении всего праздника. Тогда и появилась новая версия названия сквера — Аллея Памяти.
Каждое торжество: День Победы, Новый год, школьные выпускные вечера, День защитника Отечества, День защиты детей, День молодёжи, День города
— к закладному камню возлагали цветы, рядом несли почётные вахты, собирались на митинги. После установки настоящего памятника Защитникам Отечества всё то же самое стало происходить возле него.
Центр общественной жизниПотом возникла идея поставить посередине сквера фонтан. Мечта сбылась. В летний период он украшает и радует своим видом и прохладой. Появилось место для встреч «в центре. сквера у фонтана».
— Когда принял город, — продолжает делиться Борис Голубов, — я встретился с начальником института Владимиром Зиновьевичем Дворкиным и попросил его: пусть офицеры на субботниках больше не убирают ни городские парки, ни территорию около институтского забора, только работают в пределах. А скверы и парки пусть чистят сами жители, Администрация им поможет своими силами и организует предприятия города, они же теперь у нас есть.
После субботников, очистив город от многолетнего мусора, два руководителя встретились снова.
— Я не верил, что такое возможно, — признался начальник института.
— А я знал, — ответил Глава Администрации, — бед-новато, конечно, зато чисто. Буду стараться приводить город в порядок дальше, — на том и разошлись.
С новогодними ёлками первые годы не везло. Многие помнят, что первая украшенная для народного гулянья ёлка росла чуть в стороне от главной аллеи, ближе к арке. В двадцатых числах декабря подгоняли вышку и наряжали её игрушками и, как водится, гирляндами. Но как-то летом ёлка стала желтеть, и выяснилось, что жительница рядом стоящего дома, в чьи окна светили в новогоднюю ночь лампочки, полила корни кислотой. Так красавица превратилась в пенёк. Тогда Администрация города приобрела искусственное дерево. Устанавливали его как раз там, где сейчас фонтан. После праздника ёлку складывали, убирали, а на следующий год снова доставали и украшали. Но 1 января 2004 года в 5 часов утра капроновая ёлка сгорела. Ну, а теперь ежегодно устанавливают срубленную.
Сквер - родина салютаОдно время новый сквер пытались радиофицировать, но близость жилых зданий помешала. Праздничный салют посверкал пару лет да «переехал» к стадиону по той же причине. Но в сквере он родился. Долго Борис Игнатьевич с Ларисой Семёновной прикидывали, где запускать салют лучше и решили, что самым подходящим местом является пространство за памятником. «Вертикаль» ещё не стояла. Когда её возводили, салютовали с недостроенного здания.
В сквере раньше других мест в Юбилейном сходит снег. Нужно ли мамочке погулять с ребёнком, старикам посидеть на солнышке, любителям поиграть в шахматы, — все направляются сюда. В будни и праздники, когда хочется быть вместе, жители города приходят в сквер.
Источник: газета "Спутник"