В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 г. Владимир Путин сделал очень серьёзные акценты на местном самоуправлении, без которого невозможна сильная Россия. В рамках своего выступления Президент дал точную характеристику нынешнего состояния системы местного самоуправления. По словам Владимира Путина, объём ответственности и ресурсы муниципалитетов не сбалансированы: «Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой.»
Действительно, нехватка средств в муниципалитетах приводит к тому, что мы не можем решать полноценно те вопросы, которые ставят перед нами население и городская жизнь. Отсюда вытекает и недовольство населения, и недоверие к власти. Муниципалитеты и сегодня стараются выполнять всю необходимую работу, но делают это «растягивая финансовое одеяло» по всем направлениям. Зачастую муниципалы не имеют возможности конкретной помощи конкретным людям, не потому что не хотят помогать, а потому что нет полномочий, а также надлежащего финансирования. Люди же в первую очередь обращаются к нам, потому что это самая «близкая власть». Радует, что Президент России сделал акцент на финансовой самостоятельности местного самоуправления, и есть надежда, что позитивные изменения в этом плане будут отражены в бюджетном и налоговом законодательстве.
Владимир Путин в своём Послании не сказал ни слова о возможности укрепления «вертикали власти на местах» путём сокращения количества муниципалитетов либо досрочного прекращения полномочий органов муниципального самоуправления, избранных народом. Напротив, он высказался за усиление местного самоуправления, участие в нём граждан. И это правильно. Ведь именно органы местного самоуправления напрямую работают с населением в ежедневном режиме.
Очевидно, что сегодня — и Президент сказал об этом прямо — мы стоим перед масштабными преобразованиями в сфере местного самоуправления, сравнимыми по своему значению и долговременным последствиям с земской реформой 1864 года. Цель и смысл реформы местного самоуправления состоит в том, что местное самоуправление должно реально стать властью «самой близкой» для населения, чтобы любой гражданин, как отметил Владимир Путин, «мог дотянуться до неё рукой».
В этой связи нельзя обойти вопрос о возможном объединении городов Королёва и Юбилейного. Судя по поступающим в Совет депутатов отзывам населения, юбилейчане неоднозначно относятся к такой перспективе. Если одни видят в объединении возможность стать наукоградом и получить доступ к программе его развития, то другие, и их немало, считают, что объединение лишит их «шаговой доступности» к социальным и иным услугам, создаст дополнительные проблемы с переоформлением паспортов и ряда других документов.
Совет депутатов внимательно изучил все документы, касающиеся данного вопроса. Оказывается, программа развития г. Королёва как наукограда, утверждённая Указом Президента от 16 сентября 2002 г. № 987, была рассчитана на период 2002—2006 гг. и уже истекла, а новой нет.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перспективы развития городского округа должны быть подтверждены Генеральным планом. В этой связи возникает вопрос: где и когда будет разработан Генеральный план с учётом перспективы развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры объединённого мегаполиса? Например, в бюджетах Московской области, а также в городских бюджетах Королёва и Юбилейного на будущий год мы не увидели расходов на создание единой транспортной инфраструктуры объединённого города. Значит, в ближайшее время не появится ни новых автомобильных эстакад, ни обустроенных подземных или надземных переходов через железнодорожное полотно, разделяющее Королёв и Юбилейный.
Получается, что с упразднением в Юбилейном органов местного самоуправления, управления социальной защиты, БТИ и других городских служб возникнут сложности в доступе граждан к целому ряду услуг, которые можно будет получить лишь в центральной части Королёва. Может быть, сначала создать условия для объединения, а затем объединяться в мегаполис?
В этой связи необходимо внимательно взвесить все «за» и «против» объединения городов. Принимать столь ответственное решение необходимо только с учётом мнения населения (требование ч. 2 ст. 131 Конституции). Европейская Хартия местного самоуправления (ст. 5) также предписывает проводить консультации с населением, «по возможности путём проведения референдума там, где это позволяет закон». В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 по вопросу преобразования муниципального образования по инициативе населения проводится голосование, в порядке, установленном законом для проведения местного референдума. Устав г. Юбилейного также указывает (ст. 18) на то, что при преобразовании городского округа путём объединения на всей его территории должно проводиться голосование в порядке, установленном законом для проведения местного референдума.
Таким образом, решающее слово по вопросу возможного объединения Юбилейного с Королёвом остаётся за населением нашего города.
Михаил ГАЦКО,
Председатель Совета депутатов г. Юбилейного
Источник: газета "Спутник"