Губернатор Подмосковья Андрей Воробье 29 ноября во время выездного заседания Градостроительного Совета Московской области объявил о приостановке коммерческой застройки города Королёва. По его словам, разрешения на коммерческое строительство в нашем городе не будут выдаваться до тех пор, пока не будут расселены жители аварийных домов (3 дома, один условно расселен) и еще 7000 жителей, «проживающих в бараках». Эта мера, по мнению аналитиков крупнейшего агентства недвижимости Москвы и Подмосковья ООО «Домус Финанс», приведет к росту стоимости жилья в новостройках Королёва на 10-15 %. Как показывает опыт, рост цен на первичном рынке жилья неизбежно вызывает последующий рост цен и вторичного рынка. То есть рано или поздно из-за приостановки коммерческой застройки вырастут цены не только на вновь построенную жилплощадь, но и на квартиры старого фонда и даже коммуналки. Как и при любом росте цен в Королёве будут как выигравшие, так и проигравшие. Выигрывают от повышения цен те, кто решил продать свою недвижимость и приобрести жилье в другом месте. Проиграют все те, кто планирует приобретение недвижимости в Королёве, а также все плательщики налогов на недвижимое имущество.
Рост цен на недвижимость, предсказанный для Королёва, уже наблюдается в Балашихе, самом крупном городе Подмосковья. Там запрет на коммерческую застройку был введен 6 сентября во время предыдущего выездного заседания Градостроительного совета Подмосковья. Вопросы, рассмотренные 6 сентября на заседании Градостроительного совета в Балашихе, как две капли воды были похожи на вопросы, рассмотренные 29 ноября в Королёве: отсутствие Генерального плана застройки города, обманутые дольщики, нехватка мест в детских садах (в Балашихе дефицит мест в детских садах на начало 2013 года составлял 7,5 тысячи мест), проблемы транспортных развязок и т.д. 12 ноября Андрей Воробьев нанес еще один визит в Балашиху, проверить, как выполняются его поручения. По итогам визита на официальном сайте Администрации города Балашихи появилась информация: «Поручения губернатора выполнены на 99%». Андрей Воробьев также признал положительные итоги своего визита в Балашиху. Действительно, как стало известно, в Балашихе за счет строительства 20 детских садов в 2014 году очередь в детские сады будет сокращена до 3,5 тысячи человек. Сравните с Королёвым, в котором на очереди в детские сады стоит 3097 человек (по данным министра строительного комплекса Марины Оглоблиной) и 1556 детей (по данным первого заместителя председателя Правительства Подмосковья Лидии Антоновой). Вдвое больше в Балашихе и количество школ, которые нужно построить, для перевода учеников на односменное обучение. Тем не менее, заседание Градостроительного совета в Балашихе прошло в спокойной и дружелюбной атмосфере, без угроз применения «дубинки с гвоздями», несмотря на то, что ситуация с детскими салами, школами, дорогами, Генеральным планом там такая же, если не вдвое хуже, чем в Королёве.
Конечно, запрет на коммерческую застройку до тех пор, пока не будут расселены более нуждающиеся в жилье, объявленное Андреем Воробьевым – прекрасное решение. Правда, есть одно «но». Взамен запрета на коммерческую застройку должна быть предложена альтернативная программа строительства жилья в Королёве.
Возможно ли городам Юбилейный и Королёв решить самостоятельно жилищную проблему, за счет собственного бюджета? При существующей системе распределения средств налогообложения это не просто нереально, это фантастика. Валерий Викторович Кирпичев, Глава города Юбилейного, города, прочно сидящего на дотациях, раскрыл причину того, почему это нереально. Как ни странно, но предприятия и коммерческие структуры Юбилейного перечисляют в областной и Федеральный бюджеты 3 миллиарда рублей, а сам город получает 800 миллионов. То есть 80% доходов, получаемых в городе уходят «наверх», возвращается же в виде подачки (субсидий, трансфертов и дотаций) только 20%. Точно такая же картина наблюдается и в Королёве. Стоит ли удивляться реплике руководителя Администрации города Королёва выкрикнутой на Градостроительном совете в ответ на обвинения Марины Оглоблиной, что Королёв не перечислил 45 миллионов на межмуниципальное кладбище, что 74% городского бюджета города – это зарплата учителей, врачей и служащих? А если учесть, что город убирает мусор, освещается, ремонтирует дороги, субсидирует малоимущих и софинансирует капитальный ремонт, то стоит ли удивляться тому, что бюджет Королёва принимается с огромным дефицитом?
Поэтому любая программа улучшения жилищных условий королёвцев, строительства новых объектов любого назначения может проводиться только при поддержке областного или федерального бюджета.
Грубо говоря, бюджетная политика РФ заключается в том, что муниципальным образованиям оставляют средства только на зарплату. Поэтому и ответственность за обеспечение граждан социальными учреждениями и жильем на 80% должны нести вышестоящие органы.
В связи с этим будем ждать от Правительства Подмосковья представления подробной областной программы решения жилищного вопроса муниципальных образований Московской области.