Вот уже почти год в Королёве продолжается строительство гипермаркета «Глобус». На данный момент возведение основного здания практически завершено, в скором времени должна наступить очередь создания вокруг него дорожно-транспортной инфраструктуры, то есть развязок. По завершении этого этапа в сентябре планируется открыть новый торговый объект.
«Главная цель Globus — повышать качество жизни людей в городах своего размещения»
(цитата с официального сайта компании Globus).
Абстрагируемся от того, что строительство долгое время велось без согласования в администрации города разрешительной документации, без проведения публичных слушаний и без выдачи разрешения. Не суть. Попробуем представить себе жизнь наукограда после введения торгового комплекса в эксплуатацию, рассмотрим ситуацию с весьма болезненной для города точки зрения— решения транспортной проблемы, попытаемся понять, может ли «встраивание» такого крупного объекта в городскую инфраструктуру снять напряженность на дорогах.
После непродолжительного анализа становится ясно, что размещение в центре Королёва гипермаркета с ежедневной проходимостью 16000-18000 человек транспортную проблему не только не решит, но окончательно заведет ее в тупик. Уже на протяжении многих лет город практически останавливается в часы пиковых нагрузок на дорожную сеть, небольшой промежуток появляется только в дневное время. Со стороны въезда в город с Ярославского шоссе этой передышки практически нет, некоторое облегчение ситуации появляется только с наступлением ночи. После ввода в эксплуатацию гипермаркета «Глобус» таких передышек не останется совсем, ведь не секрет, что в эти торговые точки транспорт завозит товары ночью, а люди здесь делают оптовые закупки, для доставки их домой нужны транспортные средства.
Разберемся во всём по порядку. Основная проблема транспортной инфраструктуры Королёва — въезд со стороны Ярославского шоссе по улицам Пионерской и Калининградской. Пропускная способность этих дорог, построенных полвека назад, давно уже не соответствует возросшим транспортным потокам. В материалах опубликованной на официальном сайте компании «Глобус» презентации нового гипермаркета в Королёве представлены изображения здания сетевого магазина, огромной стоянки емкостью 1500 машиномест на прилегающей территории, транспортных развязок в непосредственной близости.
А ведь прежде всего, на этапе планирования столь масштабного сооружения необходима была серьезная реконструкция едва ли не транспортной структуры города, реконструкция подъездных дорог к торговой точке со стороны Ярославского шоссе, в также улиц Станционной (Болшевская эстакада) и Шоссейной (Загорянка). Но ведь «Глобуса» въезд в город не касается? Зато как коснулось жителей города и всех, кто приезжает сюда работать, недавнее ДТП на Ярославском шоссе в нескольких километрах от Королёва! На протяжении почти шести часов Королёв являл из себя одну сплошную гигантскую пробку. Отмечу еще раз: ДТП произошло далеко за пределами границ города!
Реконструкция крайне необходима. Это, помимо всего прочего, касается как расширения проезжей части, так и инженерного оборудования трасс, в первую очередь, конечно, улиц Пионерская и Калининградская. Движение по ним тормозится из-за большого количества светофоров (восемь штук) и пешеходных переходов. В связи с увеличением интенсивности дорожного движения и для организации подхода пешеходов к гипермаркету их понадобится еще больше. Для того, чтобы от них избавиться, необходимо строить надземные или подземные пешеходные переходы. Если компания «Глобус» этим заниматься не будет, значит, «разруливать» ситуацию предстоит администрации Королёва за счет городского бюджета. Стоимость закупки и установки светофора составляет 5-6 млн рублей, надземного пешеходного перехода — 25-30 млн рублей, цена подземного перехода гораздо больше.
План-схема транспортных развязок у гипермаркета «Глобус» в Королёве На схеме обозначен въезд на территорию гипермаркета со стороны Октябрьского бульвара. Наверное, слово «бульвар» после открытия гипермаркета из названия улицы надо будет исключить, так как это слово ассоциируется с зелеными насаждениями, тишиной, удобным местом для пеших прогулок и отдыха, каковым это место является в настоящее время. Судя по опубликованной схеме, именно здесь будет пролегать подъездной путь большегрузного транспорта, предназначенного для снабжения торговой точки. Подобная тема была предметом рассмотрения заседания объединенной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения городов Королёв и Юбилейный, состоявшейся еще в начале этого года.
Вопрос тогда касался ситуации, сложившейся на улице Пушкинской, разграничивающей территории двух городов. Во дворе между домами со стороны Королёва расположен супермаркет «Атак», к которому круглосуточно подъезжают грузовые автомобили, что, во-первых, серьезно затрудняет движение по улице, во-вторых, создает массу неудобств жителям окрестных домов — днем и ночью слышен шум работающих двигателей, загазованность территории постоянная.
Для решения проблемы организации движения предлагалось отказаться от зеленой зоны посреди бульварного проспекта и на ее месте проложить дополнительные полосы движения, что нарушало
планировку улицы и шло вразрез с Генеральным планом развития города Юбилейного. Вопрос до сих пор не согласован с администрацией Юбилейного и остается открытым. Отметим, что «Атак» — это не «Глобус», занимает он гораздо меньше места и для его обслуживания не нужно большого количества грузовых фур.
При рассмотрении схемы организации движения вокруг гипермаркета, опубликованной на официальном сайте компании «Глобус», привлекает к себе внимание круговое движение при въезде на территорию с улицы Коммунальной. На картинке всё смотрится хорошо, если бы не одно «но»: на схеме не указано, что круговой перекресток пересекает железнодорожные пути. Тема содержания постоянно выходящих из строя железнодорожных переездов уже стала дежурной на совещаниях по безопасности дорожного движения в администрации города. При той интенсивности, с которой этот перекресток будет эксплуатироваться! можно с уверенностью сказать, что долго его покрытие не прослужит, и «кольцо» это очень быстро превратится в участок испытательного автодрома для тестирования подвесок автомобилей горожан и покупателей гипермаркета.
Третий въезд на территорию гипермаркета с улицы Калининградской на схеме охарактеризован следующей фразой: «Полосы Для разгона и торможения на Калининградской улице». Эту улицу уже сейчас невозможно перейти пешеходам, здесь регулярно случаются ДТП с их участием по причине интенсивного движения и отсутствия светофоров и регулируемых пешеходных переходов. Как только они появятся, про «полосу для разгона» можно забыть, улица превратится в хроническую «полосу для торможения».
Отдельная тема — движение большегрузной техники по магистралям Королёва. Как показывает практика, водители таких автомобилей часто отклоняются от рекомендованных для них маршрутов с целью объезда дорожных затруднений. В результате разбивается дорожное покрытие на городских улицах, восстанавливать которое опять же приходится муниципальным предприятиям за счет городского бюджета. Реальных рычагов для влияния на ситуацию ни ГИБДД, ни муниципальные службы города не имеют.
Это лишь некоторые из выводов самого поверхностного анализа развития транспортной ситуации после открытия гипермаркета «Глобус» в самом центре Королёва. Для того чтобы ясно себе это представить, достаточно один раз съездить в город Щёлково, где уже в течение шести лет функционирует первый открытый в России торговый объект компании. Гипермаркет расположен здесь не в центре, а на окраине города, но даже этот факт не спасает дорожную ситуацию от катастрофических пробок при въезде на его территорию со стороны Фряновского шоссе и Пролетарского проспекта. Что же говорить тогда о Королёве?
На страницах газеты жители наукограда уже неоднократно выражали свое отношение к планам строительства гипермаркета в черте города. В ноябре 2011 года по поводу тогда еще планируемого строительства высказался генеральный директор ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» Борис Викторович Обносов, который очень точно и метко охарактеризовал ситуацию:
«Если гипермаркет появится в черте города, это будет самоубийственным решением, так как Королёв уже сейчас задыхается в транспортном коллапсе. Разве в городе существуют проблемы с продовольственным снабжением? Нет. Есть хороший Болшевский рынок, который пользуется спросом не только у жителей, но и у гостей города. Есть хорошие магазины — не гипермаркеты, но супермаркеты.
Гипермаркеты, подобные «Глобусу», во всём мире строятся обычно не в центре поселений, а в непосредственной близости от крупных автострад, для удобства подъезда и выезда. В Королёве строительство такого сетевого магазина приведет к тому, что движение в нем встанет окончательно, никакой пользы от этого для развития города не будет. Это обыкновенный здравый смысл, для подобного вывода достаточно проехать по улице Пионерской утром и вечером. Даже если сделать улицу в два раза шире, это не решит проблемы, на ней всё равно будут постоянно стоять автомашины, просто станет их в два раза больше».
Из всего сказанного следует, что строительство гипермаркета не пойдет на пользу городу и не решит его транспортных проблем, а только еще более усугубит их. Жители Королёва ничего не выиграют от соседства с таким объектом торговли. Центр наукограда необходимо разгружать от транспортных потоков, а не создавать новые, иначе город просто задохнется от переизбытка транзитного транспорта.
Автор: Алексей НОВИКОВ
Источник: газета "Неделя в Подлипках"
Открытие Глобуса - 6 октября 2012: Открытие в День города КоролёвСм. также:
Все материалы по теме строительства "Глобуса"